15:00 18.06.2018 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Это только от контрабанды": что случилось со стеной Яценюка


Несколько лет назад Украина заговорила о необходимости укрепления границ между Украиной и Россией. Именно тогда экс-премьер Арсений Яценюк заявил, что нужно построить фортификационное сооружение «Европейский вал», более известное под названием «Стена». В 2015–2016 годах строительство велось полным ходом, в 2017 пыл поугас, а с началом 2018 года не только строительство, но и разговоры о Стене, на которую выделялись огромные суммы, сошли на нет. «Вести» отправились в пограничную зону, чтобы своими глазами увидеть результаты ведущихся несколько лет подряд работ, которыми уже заинтересовались НАБУ и САП.

Как тратили деньги

По подсчетам Яценюка, проект должен был обойтись бюджету в четыре миллиарда гривен, но Украина, в случае его возведения, уверял экс-премьер, способна будет защититься от внезапного вторжения восточного соседа. Из-за недостатка средств цена снизилась до 66 миллионов евро (по нынешнему курсу это 1 млрд 980 млн грн). А когда проект лишился мин и некоторых систем безопасности, предполагаемые затраты снизились до 33 миллионов евро.

За четыре года строительства возвели 176 километров рокадных дорог, выкопали 274 километра противотанковых рвов и установили около 84 километров заградительных заборов. Сторожевых вышек насчитывается шесть штук. Работали с размахом: задействовали 300 единиц техники, но что-то пошло не так, и в 2017 году строительством заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро, потому как затраты и фактически выполненные работы в цифрах не сходились.

А затем в Госпогранслужбе заявили о тотальном недофинансировании. В течение 2015–2016 годов на Стену должны были выделить более двух миллиардов гривен, а выделили 600 миллионов.

«Строили с нарушениями»

«Вести» отправились к Стене в Харьковскую область, где работы шли масштабнее всего (строили также в Черниговской обл.). Расстояние от Харькова до станции Козачья Лопань составляет 45 километров, которые нам посоветовали преодолеть на электричке. «Зачем вам тот автобус? Стоит в три раза дороже, а дорога такая, что сотрясение мозга можно получить», - посоветовал мужчина на харьковском вокзале.

Билеты со штрих-кодом считывает турникет, но часть людей, следующих на электричку, воспользовалась обходным путем, не требующим контроля. Электричка почти заполнена: в основном едут дочерна загоревшие мужчины и женщины с большими сумками. И когда на одной из станций входит кондуктор для проверки проездных документов, заранее купленный билет оказывается только у нас.

Через один час двадцать минут мы достигли пункта назначения - Казачьей Лопани. Поселок городского типа, как нам объяснили, достаточно густонаселенный: в нем проживает около 10 тысяч жителей, однако часть из них имеют харьковскую прописку. Поселковый глава Вячеслав Задоренко удивился нашему интересу к Стене, говорит, вначале журналисты прохода не давали, но сейчас уже давно никто не интересовался ходом строительства. «Чего до сих пор журналистам это интересно? В этом году в нашей стороне уже ничего и не строят. Все началось в 2014 году. К нам отправили военных, которые занимались укреплением границы - окопы рыли, а с 2015-го, когда очаг столкновений перешел в сторону Луганской и Донецкой областей, солдаты из Казачьей Лопани снялись, и пришла строительная техника. Активная фаза Стены была в 2015–2016 годах, в 2017-м строили рокадные дороги, но после открытия уголовных производств на подрядные организации, темпы стройки стали снижаться», - рассказывает «Вестям» Задоренко. Он уверяет: рокады построили с нарушением технологии. «Она должна бетонироваться, затем в ней делаются прорези, а сверху кладут специальное покрытие, устойчивое к морозам. А здесь просто привезли щебня, гранитного отсева и все это укатали катком. Строили Стену в несколько этапов: изначально выкопали большой противотанковый ров, сделали отвал из земли двух-трехметровой высоты, а потом ставили КСП (контрольно-следовательные полосы). Когда устанавливали сам забор, под него закапывали сейсмический кабель, учитывающий колебания в земле и передающий его на пункт Главного пограничного управления области. Затем была установка видеокамер с датчиками. По нашей территории - от Журавлевки до Гоптовки - километров 15 построили. Через болото забор не ставили, а тянули егозу - это специальная заградительная колючая проволока», - продолжает председатель.

Задоренко уверяет, что свободного прохода через украинскую госграницу не было и до строительства, но нелегалы всегда находили лазейки.

«До 2014 года между Украиной и Россией был прокопан ров полметра шириной и метр глубиной. Уязвимым местом оставалась железная дорога, так как она не перекапывалась, и ночью контрабандисты шли прямо по путям. Конечно, пограничные отряды совершали объезд, всюду стояли растяжки со световыми сигнальными ракетами, но патрульные не всегда успевали зафиксировать правонарушение. После установки Стены незаконное пересечение границ практически сведено к нулю. Так что в этом точно есть плюс от строительства. А вот что касается российской агрессии... понятно, что деньги использовали зря», - рассуждает председатель.

 

Пункт пропуска для своих

Помимо КПП «Гоптовка» в районе Казачьей Лопани действует дополнительный КПП для пешеходов «Журавлевка», который используют жители приграничных регионов. Между украинской и российской сторонами есть договоренности, к примеру, касающиеся поминальных дней. На Красную горку выставляются пограничные наряды вне КПП на границе Харьковской и Белгородской областей, чтобы жители близлежащих населенных пунктов могли посетить могилы родственников.

«Еще при Союзе это была одна сплошная территория, поэтому людей связывают родственные узы. Все с пониманием относились к строительству Стены, несмотря на то, что у нас полдеревни имеют родственников в РФ, с которыми поддерживают связь. И со стороны России достаточно людей, которые осуждают политику руководства и не хотят военных действий», - говорит председатель. При этом он уверяет, что «Европейский вал» принес много неприятностей для местных жителей. «Строительством уничтожили наши дороги: у нас основной выезд на Харьков, а дорога между поселками никакая. Мы сами купили 500 тонн среза асфальта, но это же временные меры, максимум до весны, а потом опять будут дыры. В строительство Стены вложены миллиарды гривен, а на восстановление инфраструктуры, которая была повреждена тяжелой техникой, не могут заложить в бюджет и 20–30 миллионов гривен. И это притом, что в структуру сельского совета входят пять поселков, и пункт скорой медицинской помощи, например, расположен у нас. Также и с пожарной частью, поэтому дорога очень важна», - сокрушается председатель.

До известных событий проходящие мимо электрички и поезда благодаря торговле содействовали пополнению поселковых бюджетов, а с началом военных действий жд-сообщение прекратилось. «Раньше у нас был цикл: скосили - продали, вырастили яблоки - продали. Теперь же пытаемся жить иначе - строим цикл окончательной переработки: мельница, производство сока», - пытается завершить разговор на оптимистической ноте Вячеслав Задоренко, провожая нас к ожидающему такси.

Путь к стене

Стального цвета «девятка» с водителем Андреем лихо объезжает ямы, где это возможно. Дорога действительно оставляет желать лучшего. Наш местный гид рассказывает, что если бы мы приехали немного раньше, то могли бы на рынке увидеть большое количество машин на российских номерах, которые приезжают в село за продуктами. Местные, с его слов, тоже часто через границу мотаются за бензином, который там дешевле, чем в Украине, но из-за чемпионата мира сейчас пограничники не пропускают.

«У меня бензин заканчивается, мы-то обычно в России заправляемся, а сейчас из-за ЧМ не пускают. Хочу попробовать прорваться за 95-м, но пока никак. Вообще я слышал, что закрыли проезд не поэтому. Якобы россияне подняли бучу из-за подорожания бензина, прямо с каждым днем дорожал. По второй версии, у них там сменился начальник таможни, передел денег сейчас будет, вот когда определятся, сколько брать с каждой машины, тогда всех и запустят», - рассказывает водитель и показывает на холм вдалеке: «Это Россия уже». Таксист Андрей не может не говорить о самом наболевшем: «Да, есть у нас такие соседи, но мы же не можем в один день танком их отодвинуть. У кого-то мать в России, у кого-то братья-сестры, как это все перечеркнуть? Хотя, конечно, я лично патриот Украины, и туда уезжать не хочу. И таких большинство, хочу я вам сказать. Но вот с другой стороны: говорят о терроризме, но пока ездила электричка, которую проверяли пограничники, милиция, таможня, у нас россияне выходили на станции и покупали продукты. Это не боевики, а обычные люди, и они инвестировали в наш поселок. Каждая электричка приносила в нашу экономику около полумиллиона гривен».

К проекту «Стена» у Андрея тоже особое отношение: «Вот видите, какие дороги - тут БТР постоянно мотались, строительная техника, миксеры, КраЗы, «Уралы» и такие дырки выдолбали. Два года кряду грузовики шли по нашей дороге, пока они Стену строили: то забор, то шлак, то щебенку везли. Есть еще по полю дорога, но там только по хорошей сухой погоде ехать можно. И как так можно жить?».

Мы приближаемся к цели, к Стене, то есть. «Справа солдаты-минеры жили и тротил в мост закладывали, - продолжает наш проводник, успевая и комментировать дорогу, и лавировать между ямами. - Такие ящики деревянные здоровые, чтобы, если будет наступление, долбануть по подъездным дорогам. Отсюда километр по прямой - и граница. Вон там вдали на горизонте, по кромке посадки, вышка наших пограничников, откуда видно все происходящее благодаря мощной оптике», - продолжает Андрей.

Вокруг простираются зеленые поля, и скорость, которую водитель развивает на дороге, кажется запредельной, потому что, подскакивая на ямах, мы достаем головами потолка. Неожиданно выезжаем на отрезок свежеотремонтированной трассы. Андрей объясняет, что это фермер за свои деньги сделал, и если будет хороший сезон, то, возможно, продолжит улучшать трассу.

Затем дорога, свернув через поле, резко уходит вверх, а по обеим сторонам от трассы виднеются каскады прудов. «Внизу, вдоль рва, идет забор, где колышки торчат - это уже начало Стены. Половина озера заходит в Россию, и берег - их территория. Фермер запрудил озеро, рыбу выращивает, кормит, а российские пограничники с той стороны заходят и ловят его рыбу, и сделать-то он ничего не может, разве что покричать», - смеется водитель. Кстати, по дороге к первой дамбе телефон перешел в режим роуминга. «Да, забыл предупредить, здесь российский МТС ловит, так что отключайте телефон, пока все деньги не съело», - спохватился водитель.

Поднимаемся на очередной бугор - внезапно перед нами сетка-рабица. «Вот это Стена Яценюка и противотанковый ров», - смеется Андрей.

На насыпном склоне высотой около трех метров установлена табличка «Увага. Державний кордон України. Прохід заборонено». В метре от нее начинается другое государство, но сам склон забором не обнесен и территория выглядит безлюдно. Спрашиваем, а что будет, если переступить? «Да здесь дискотеку можно устроить - и никто не узнает. Но если увидят, то могут и бахнуть. Наши не стреляют, а те могут. Кстати, вот эта проволока, - Андрей показывает на серебристую крученую егозу, которая установлена над всей протяженностью ограды, - если запутаешься, то сам не вылезешь. Чем больше будешь крутиться, тем сильнее она вокруг тела будет обматываться. Контрабанду сюда уже не протянешь. Это мы ездим спокойно, потому что машина местная, а если в темное время суток мимо того домика, где охранник в будке сидит, проехать, то сразу бы наряды прибыли. А раньше, когда не было забора, вот тут из лесу выпрыгнул с сумкой - и по полю побежал».

Наконец, мы у цели. Перед нами самый зрелищный кусок Стены: тут и вышки, и тепловые камеры, и бинокли. «Здесь лучше долго не находиться, потому что могут забрать и расспрашивать - чтобы вы не оказались шпионами», - предупреждает наш гид. Правда, сами мы не заметили, чтобы нашим присутствием кто-то озаботился, тем более, что мы делали фотографии. «Ну вот самое главное вы увидели, а в остальном забор - это только защита от контрабанды», - резюмирует Андрей.

Уголовное дело

Колоссальные расходы на «Европейский вал» обусловлены немалым километражом, ведь оградить необходимо было более двух тысяч километров приграничной с Россией территории. Но удалось лишь 20%. Потраченная сумма приближается к отметке 900 миллионов, и освоение средств вызвало немало вопросов у правоохранительных органов.

В августе 2017 года глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий сообщил, что Стена должна была быть «Большой, крепкой и бетонной», при этом на отдельных участках она выглядит по-разному. Больше года следователи изучали документы и проводили экспертизы. В итоге объявили об обнаруженных эпизодах злоупотребления на общую сумму более 16 миллионов гривен, из которых около 6 миллионов вместо строительства фортификационных сооружений были направлены на реконструкцию бывшего общежития и строительство Дома офицеров в Харькове.

Со слов главы САП, часть средств была использована по не целевому назначению, вторую часть - разворовали. Предполагалось, что ширина рокадной дороги должна была быть три метра, для беспрепятственного проезда техники в обе стороны. И по актам выполненных работ она сделана именно таким образом, но фактически в одном месте - шириной 2 метра, в другом - 1,8, в третьем - 2,2 метра. То есть в случае чрезвычайной ситуации техника разъехаться не сможет.

По этим эпизодам НАБУ объявило подозрение семи фигурантам: троим работникам управления капитального строительства Государственной пограничной службы, троим руководителям фирм-генподрядчиков - ООО «Агентство защиты информации», ГП «Черниговский облавтодор» и ООО «Стройцентр Витязь», и одному посреднику. Все семь человек были арестованы с возможностью внесения залога от 500 тысяч до 8,2 миллиона гривен. Подозреваемым инкриминировали 5-ю часть 191-й статьи Уголовного кодекса «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением...», которая грозит лишением свободы от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

С тех пор прошел почти год. Как заявил адвокат одного из фигурантов этой истории Валерий Кострюков, в ближайшее время никаких судебных слушаний не намечается. «Расследование продолжается и по сей день. Все семь человек, которые были тогда арестованы, уже вышли на свободу под залог».

Кто строил заборы

Обустройство заградительного сооружения вдоль границы - не украинское ноу-хау. Например, Израильский заградительный барьер, отделяющий страну от Западного берега реки Иордан. Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра, и состоит он на 90% из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10 % - из стены (высотой до 8 метров) Правда, барьер моментами не совпадает с «зеленой линией», а вдается на территорию, которую палестинцы считают своей.

Между США и Мексикой в 2008 году было завершено строительство так называемой «Аризонской стены». Общая протяженность границ - 3141 км. Высота стен, количество заборов варьируются в зависимости от участка границы. Наиболее укрепленный участок находится на въезде в приграничный город Сан-Диего в штате Калифорния, где установлены двойные и тройные барьеры высотой от 3 до 4,5 метра. Верхняя часть забора согнута в сторону территории Мексики и опутана колючей проволокой, чтобы сильнее затруднить преодоление преграды. В 2017 году новоизбранный президент США Дональд Трамп заявил о необходимости усовершенствования сооружения на сумму около 20 млрд долларов США.

Аналогичный проект предложило правительство Эстонии: в июне 2018 они заявили, что выделят 188 млн евро на строительство инфраструктуры и системы технического наблюдения на границе с Россией в 2019 году. Длина общей границы государств составляет 330 километров. Завершение проекта запланировано на 2026 год.

Евгения Клепова, Ольга Волкова

 

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме