14:00 11.08.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Эй, на барже! Сказали А, так говорите и Б, или Где же ваши арбузы?


Дешевые арбузы быстро кончились, навигация по Днепру скоро тоже. И надо было людям головы морочить?

Не долго радовались киевляне дешевым «арбузам с баржи» - аж один день и еще немного. Сразу после завоза цена на полосатую ягоду упала до привлекательных 1.99 грн за кило, но за сутки-двое быстро «отжалась» к рыночной цене почти в 5 гривен. Полакомились и хватит. Громко анонсированный и разрекламированный бахча-экспресс оказался пробным выстрелом. А сопровождался таким пафосом и патетикой... Организаторы сами еще не определились, не станет ли «полосатый» рейс первым и последним в этом сезоне. На наши прямые вопросы «так где ваши баржи?» уважаемые повелители рек почему-то отмолчались. А торговцы отделались скупым «мы еще считаем». Понятно, что от швартовки знаменитой баржи в окрестностях Переяслава и покупки последнего почти «шарового» арбуза в магазине прошло не так много времени, чтобы разглядеть конкретную выгоду. Но разве себестоимость подобных бизнес-проектов не просчитывается наперед, плюс-минус? Зачем было так громко кричать: «Ура, заработала!»? Люди же поверили...

    Фото: Sergey Naumovich/oleshki.in.ua

Баржи почивают на якорях, капитаны - на лаврах

После недавней арбузной истерики в информационном пространстве воцарилось угрюмое затишье. Доставленная по Днепру партия арбузов погоды на рынке не сделала. Разве что немного «качнула» ценники в магазинах «Сильпо», где они продавались. И то ненадолго. Не прошло и двух суток, как воцарились старые цены, и многих любителей сладкой полевой ягоды это очень разочаровало. Ведь радостные реляции со стороны бизнесменов-организаторов «круиза» и ответственных чиновников, как и сам факт успешной доставки, вселяли надежду хоть на какое-то улучшение (вот уж наедимся вволю!). А по большому счету, на то, что хоть один инфраструктурный проект в стране наконец-то реализован, а не просто торжественно начат. Что продукция выращена и собрана, баржи и причалы восстановлены и построены, дно углублено, русло расчищено, отремонтированы шлюзы, товар доставлен, цены снижены... Грузи и вези! Ага, сейчас...

Реакция непосредственных участников на запрос Укринформа о результатах и дальнейшей судьбе речного «арбузного маршрута» после его успешной демонстрации была более чем скромной. «Мы еще только подводим итоги, анализируем. Это была первая тестовая партия, о дальнейших планах пока говорить рано. Но направление для компании, действительно, интересен», - повідоміла Укринформа Ольга Габулян, PR-менеджер компании Newsfront (занимается внешними коммуникациями Fozzy Group).

Руководство компании Нибулон (владелец барж и причалов) вообще на письма и звонки отмолчалось. При этом на официальных страницах компании сообщается: «На сегодня это пилотный проект. Мы проверяем, как будет работать механизм, ведь в процесс вовлечено много сторон, отрабатывается применение современных стандартов логистики и упаковки, рассчитываются показатели стоимости и времени перевозок». То есть, выгоду еще только нащупывают, а уже во все стороны оповещают о великой победе.

Так это социальный арбуз был или бизнесовый? Пора уже определиться

«Приплывшая баржа – это тест новой цепочки поставок продукции, которую мы помогаем наладить фермерам Херсонщины, - говорит Патрик Рейдер, руководитель проекта USAID «Поддержка аграрного и сельского развития». – Применяя так называемый M4P подход (Making Markets Work for the Poor), проект USAID «Поддержка аграрного и сельского развития» выявил слабые места в существующей системе поставок фермерской продукции и помог объединить усилия очень разных игроков, чтобы построить новую модель, которая будет работать более эффективно. Если все пойдет по плану, в ближайшее время по Днепру поплывут следующие партии арбузов, а после успешного завершения пилота отработанная логистическая цепочка может быть применена к другим видам фруктов и овощей».

По словам консультанта, логистическая цепочка, которая тестировалась в рамках проекта, направлена на решение целого ряда проблем:

1. Мелкие фермеры обычно не имеют возможности сотрудничать с торговыми сетями, ведь производят сравнительно небольшие объемы продукции и торгуют в основном за наличные;

2. Ввиду отсутствия альтернативных видов транспортировки, в «высокий сезон» цены на автомобильные перевозки вырастают в 2-2,5 раза;

3. Из-за сложностей с логистикой и сбытом около 30% урожая (не только арбузов) остается на поле;

4. Поскольку продукция грузится насыпью, еще 10-13% продукции подвергается механическим повреждениям во время транспортировки;

5. У фермеров отсутствуют стандарты упаковки и транспортировки.

Согласимся, одним махом развязать такой клубок проблем непросто. Но, как видим, реально.

Генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский, отвечая на вопрос относительно экономики проекта, отметил, что для компании он, прежде всего, социальный. Ведь компания загрузила баржу вверх по течению, чтобы та не шла пустой. Вниз по Днепру баржа повезет зерно. Таким образом Нибулон удешевляет в целом перевозки закупленной агропродукции. «Если же брать отдельно проект перевозки плодово-овощной продукции по внутренним водоемам, то он пока совершенно невыгоден по сравнению с другими видами транспорта. Потому что за топливо судоходы уплачивают акцизный сбор, за прохождение шлюзов на Днепре тоже надо платить. Все эти поборы делают речной транспорт неконкурентным». Хотя, по словам Алексея Вадатурского, компания способна осуществлять минимум 50 рейсов за сезон по 1000 тонн - это 50 тыс. тонн различной сельхозпродукции. Тут бизнесмен, кажется, не лукавит. Собственный грузовой флот Нибулона, построенный в течение последнего десятилетия, насчитывает 12 буксиров и 28 несамоходных судов общим водоизмещением 131 тыс. тонн.

Поэтому, есть что возить и на чем возить. Но получается, что очень много народа хочет на этом подработать. Причем все – и сразу!

Оксана Полищук

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме