05:00 26.05.2011 | Все новости раздела "Коммунистическая Партия Украины"

ГРИФОН VS АРИМАСПЫ

12 апреля нынешнего года на одной из центральных улиц Киева, Костельной, произошло масштабное “культурное событие” – разбойный рейдерский захват художественной галереи “Грифон”. По словам директора галереи Николая Овчинникова, в тот день его сотрудники как разготовили к открытию персональную выставку картин Сергея Лаушкина. Но посетителям не удалось насладиться волшебным пространством холстов этого талантливого российского художника…

– Может, размещение галереи на Костельной было изначально незаконным? – спрашиваем у Николая Николаевича.

– Отнюдь! Еще в 1994 году мы, группа киевских художников, обратились в Отдел культуры Печерской райгосадминистрации с предложением превратить Костельную, одну из красивейших улиц Старого Киева, в Улицу Искусств. Получив поддержку, обследовали нежилые помещения, которые, к слову, были крайне запущены (ни полов, ни дверей, ни окон…. только кошки, бегающие за крысами да горы мусора), выиграли тендер на конкурсной основе и своими силами произвели ремонт, дизайн. В результате был создан “Культурно-художественный центр на Костельной”, куда вошло 7 художественных галерей и 8 творческих мастерских. В конце мая 1995 года, в присутствии тогдашнего городского мэра Леонида Косаковского, впервые радушно распахнул двери для почитателей художественного искусства и наш “Грифон”.

– Грифон?

– Мы присвоили галерее имя фантастического существа, синтезирующего в себе двух представителей земной фауны – орла и льва. Древнегреческий историк Геродот писал, что эти особи с львиными телами и орлиными крыльями охраняют сокровища от неких “одноглазых аримаспов”. Для нас легенда воплотилась в уютную галерею, где керамический грифон, установленный над ее входом, в течение шестнадцати лет “охранял” от современных “аримаспов” сокровища художественного искусства.

– Расскажите подробнее о своей деятельности.

Следует отметить, что первого же дня своего существования мы включились в напряженную просветительскую и творческую работу, результатом которой стало открытие более чем четырехсот успешных выставок живописи, графики, скульптуры, произведений декоративного искусства (эмаль, художественное стекло, вышивка); создали экспозицию украинского авангардистского стиля 1960-1980-х годов. Из года в год росла наша популярность. В 2004 году “Грифон” представлял Украину на Магдебургском фестивале. Не так давно коллектив галереи была отмечен международной наградой – Благодарностью Представительства ООН в Украине. А сколько киевлян познакомилось в наших стенах с произведениями художников из разных стран: Польши, Белоруссии, России, Молдовы…. Сколько выставлялось знаменитостей! Татьяна Яблонская, Виктор Зарецкий, Алла Горская, Евгений Звездов, Людмила Брюевич, Олесь Семерня… всех не перечислишь! А наши детские благотворительные выставки! А традиционные вернисажи к Международному Женскому Дню, Дню Великой Победы и проч., в ходе которых оригинальные художественные экспозиции гармонично сочетались с выступлениями музыкантов и литературными чтениями.… Наша галерея не только сотрудничала с талантливыми художниками, но и поддерживала молодых, и, что особенно важно, открыла немало новых ярких имен в современном украинском искусстве, то есть, по сути, явилась настоящей творческой лабораторией!

– Когда вы впервые ощутили, что творится что-то неладное?

– Пожалуй, с момента передачи “Грифона” (в связи с изменением районирования) под эгиду Шевченковского района, руководство которого полностью отказало нам в поддержке. К тому же новый (тогда) мэр Александр Омельченко проигнорировал наш проект “Большой творческий путь”, идея которого заключалась в том, чтобы объединить в единый творческий маршрут (через Владимирскую горку) Андреевский спуск и улицу Костельную.

– Может, вас “не услышали” потому, что вы, перефразируя Козьму Пруткова, пытались “объединить необъединимое”?

– Вовсе нет! Ведь испокон веков Костельная была (и остается) изысканным культурным звеном нашего города. Ее название происходит от римско-католического костела св. Александра, построенного здесь еще в 1817-1842 годах. Интенсивная застройка улицы началась в 1870-х. Первый многоэтажный дом появился в 1887 году (№ 4, архитектор А. Шилле). После планировочных работ, осуществленных в 1910 году, со смягчением рельефа, было построено несколько крупных доходных домов в стиле “модерн” (№ 7, 8, 9), а также перестроены старые (№ 3, 5). В начале 1930-х годов архитектурный ансамбль дополнили новые жилые дома (№ 6 – архитектор М. Холостенко, № 10 – архитектор М. Гречина, № 15 – архитектор В. Заболотный). С Костельной связаны также жизнь и деятельность знаменитостей: в доме № 1 жил А. Каплер, ведущий телепрограммы “Кинопанорама” в советское время; в доме № 8 – певец В. Чумак; в доме № 9 – будущий конструктор космических кораблей академик С. Королев; в доме № 15 – академики А. Думанский и П. Лершин.

Кроме того, улица всегда отличалась своей богатейшей культурно-художественной направленностью. Здесь располагалось внушительное количество художественных галерей и творческих мастерских, устраивались вернисажи, экспонировались выставки, где художники и зрители могли пообщаться вживую.

– Что случилось дальше?

– То, чего не могло не произойти в обществе пещерного капитализма! Не имея ни единых полномочий, обуреваемые жаждой легкой наживы, дорвавшиеся до “корыта” госчиновники (“одноглазые аримаспы”) принялись щедро раздавать налево и направо свое “добро” на распродажу культурных объектов, разворовывание художественных центров, превращение квадратных метров творческих мастерских – в алчные деньги, нисколько не смущаясь тем, что своими иезуитскими действиями наносят духовному пространству Украины непоправимый ущерб! Под их непробиваемой пятой пали такие славные коллективы, как “Акварель”, “Нил”, “Колт” (ювелиры), “Арт-центр на Костельной”, “Сови-Арт”, творческая мастерская художников по эмали Татьяны и Сергея Колечек, “Творческая мастерская Патиевського”…

– Как обошлись с вами?

– Полтора месяца назад произошел бесцеремонный рейдерский захват “Грифона” новыми “владельцами” – представителями туристической компании “Экспресс Турс” во главе с их директором-иностранцем. После того, как Агентство приобрело наше помещение на аукционе, незаконно проведенном Шевченковской Радой, рейдеры поставили нам ультиматум: в течение двух часов очистить помещение, где на тот момент хранились авторские работы более чем ста художников. В ответ я вызвал вооруженный наряд милиции, благодаря чему удалось договориться об отсрочке с тем, чтобы успеть вернуть художникам их работы. Однако новые собственники проигнорировали эту договоренность. 18 апреля они выволокли все наше имущество наружу и складировали бесформенной грудой у подъезда моего дома, о чем в 8 утра мне сообщили анонимно по телефону. Я снова вызвал милицию для составления акта о нанесении материального ущерба (разорванные полотна, разбитые работы из стекла и керамики)…

– У Вас есть доказательства незаконности проведенного аукциона?

– Конечно же, есть! Согласно Распоряжению представителя Президента Украины от 30.05.1994 г. № 385 “О предоставлении нежилого помещения в арендное пользование в доме № 6 на ул. Костельной”, галерее “Грифон” было передано в аренду подвальное помещение площадью 65,8 кв.м. С тех пор и по недавнее время мы арендовали вышеуказанное помещение на основании соответствующих договоров аренды. За истекший период мы за свои собственные средства и с согласия арендодателя физически улучшили арендуемое имущество более чем на 25% остаточной стоимости. Тем самым, согласно ст. 51 Закона Украины “О Государственной программе приватизации”, галерея “Грифон” получила право на приватизацию арендуемого помещения путем его выкупа. 7 июня 2010 года мы обратились в Управление по вопросам коммунального имущества, приватизации и предпринимательства Шевченковской районной в г. Киеве Рады с просьбой включить наше нежилое помещение в перечень объектов, подлежащих приватизации в 2010 году. Решением Шевченковской РГА от 23 июля 2010 года № 881 моя просьба была удовлетворена. Но вот в чем парадокс: своим письмом от 1 октября 2010 года вышеназванное Управление сообщило нам о продлении аренды, а спустя две недели, 13 октября оно же заявило о том, что продления аренды не будет! А 31 декабря 2010 года оно же сделало уведомление, что наше помещение приватизировано путем его продажи на аукционе.

Следовательно, вопреки пункту 53 Закона Украины “О государственной программе приватизации”, “одноглазые аримаспы” (госчиновники) не предложили галерее приватизировать арендуемое помещение, грубо нарушив процедуру приватизации государственного имущества. За защитой своих нарушенных прав мы обращались в правоохранительные органы, прокуратуру, однако, по неясным причинам, указанные органы никаких нарушений в рейдерских действиях не усматривают…. Получается, что при нынешней власти принимаемые ею же законы не работают, а падение морали во имя процветания материального богатства стало повседневной практикой.

Не секрет, что для представителей нынешнего украинского бизнеса (читай: рейдеров, бандитов, спекулянтов, торгашей) деньги имеют ключевое значение, знаменуя собой конечный результат их бесстыдной деятельности. Вот почему при попустительстве или бездействии властей, волосатыми руками жадных и корыстолюбивых должностных лиц сегодня с молотка распродается духовное наследие Украины. Только за последние годы от рейдерских налетов в Киеве пострадали следующие организации (большинство из них детские): «Большая семья»; Клуб юных моряков «Парус»; Центр детского творчества «Мозаика»; Центр духовного и эстетического воспитания «Джерело»; Учебно-производственный комбинат «Центр профориентации подростков «Юность»; Галерея творчества инвалидов «Духом несокрушимые»; Общество «Знание»; Книжный магазин «Сяйво»…. Список далеко не полный. С приходом новой политической команды, к сожалению, этот процесс не останавливается…

– Мы, художники, живем с одной лишь мыслью – вернуть «Грифон»! Его потеря для нас – поистине смертельна. Бесконечно обращаемся к мэру Киева, Президенту Украины, всем правовым структурам с просьбой – сохранить галерею, не посягать на культурно-просветительный островок нашей столицы. Ибо гибель духовного наследия неизбежно ведет к исчезновению народа”, – взывает Николай Овчинников.

Хочется верить, что серия акций протеста, умноженная на усилия широкой общественности, поможет художникам возвратить свое помещение. Думается, что сохранение Костельной как Улицы Искусств – дело чести и совести каждого гражданина Украины. Если нет, то давайте ответим, хотя бы на вопрос: что мы покажем гостям столицы на Евро 2012? Стрипбары, бутики, сэкондхэнды? Или сытые морды современных «аримаспов»?

Леся ТУРОВСКАЯ

Источник: Коммунистическая партия Украины

  Обсудить новость на Форуме