17:15 29.09.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Федот Тумусов о причинах трагедии на руднике "Мир"

На пленарном заседании Государственной Думы 29 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

У меня сегодня для вас две новости: одна хорошая, вторая плохая. Начнём с хорошей. Сегодня в моей родной Республике Саха (Якутия) отмечается 385-летие вхождения в состав Российского государства.

Якутия – самый большой по территории, но не по численности населения, субъект Российской Федерации. Якутия – пятая часть нашей великой державы. Но если полететь от самой северной точки Якутии до самой южной её точки, то это, считай, перелететь всю Россию с севера на юг. Республика Саха (Якутия) всегда была приверженцем укрепления российской государственности, сбережения, сохранения, развития могущества России. Спасибо за поздравление.

А теперь плохая новость про август 2017 года. Как вы все наверняка знаете, 4 августа на руднике "Мир" в городе Мирном Республики Саха (Якутия) случилась трагедия. В шахту, в которой работали люди, прорвалась вода из чаши карьера, расположенного над ней, по данным МЧС, в нем находилось около 300 тысяч кубометров воды. На смене в этот момент находилось около 150 горняков, большинство из них удалось эвакуировать, один горняк выбрался через сутки, но восемь человек остались под землёй.

При всей трагичности ситуации особо хочется отметить работу российских спасателей. Они заслуживают всяческого уважения. Более 300 спасателей непрерывно вели работу в очень сложных и опасных условиях в течение трех недель, чтобы найти восьмерых пропавших без вести шахтеров.

Только представьте себе: над головами спасателей нависали 40 тысяч тонн воды вместе с тоннами породы и удушающего грязевого потока. Спасатели сделали всё, что могли, и даже то, что трудно себе представить. В те тревожные дни вся страна, можно сказать, весь мир, затаив дыхание, следили за ходом спасательных работ, мы все надеялись на чудо. Но, к сожалению, чуда не случилось. Восемь наших соотечественников остались там. Почти одновременно с окончанием спасательных работ умер девятый шахтер.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот человек попал в такую же аварию в той же шахте, но за шесть дней до катастрофы, которая привела к закрытию рудника. Со всеми причинами, факторами, персоналиями разберутся компетентные органы, комиссии и даже, как нам докладывают, международные аудиторы.

В случае с "ВИМ-Авиа" посадки уже начались, а в случае с "АЛРОСА" – тишина, кроме того, что уволили 75-летнего вице-президента компании Ивана Кирилловича Демьянова. Нет, я не жажду крови, тем более, никакими мерами уже не вернешь жизни тех людей, которые ушли в мир иной. Но разобраться в причинах данной катастрофы нужно для того, чтобы в будущем такое не повторялось, потому что люди дороже алмазов.

Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, всё-таки хочу поделиться с вами некоторыми своими соображениями и сомнениями. Истоки и причины происшедшей трагедии надо искать, на мой взгляд, в трех группах факторов. Первый – научно-технический. Второй – технологический, в инженерно-технологических аспектах производства. И третий – управленческие причины, или, как иногда говорят, человеческий фактор. Хочу повторить и подчеркнуть, что компетентные специалисты, инженеры, аудиторы сейчас ведут расследование. Поэтому мы можем сейчас только задавать вопросы, которых очень много.

Первое. Техническая или научно-техническая сторона вопроса. Такого рода сложное в инженерном плане производство, как подземные рудники, шахты организовываются только на основе проектов, а проекты, понятное дело, основываются на научных изысканиях. Сразу возникает вопрос о том, насколько правильно, грамотно сделаны проекты, учтены ли данные прикладных и фундаментальных научно-исследовательских работ. Тут надо сразу отметить, что акционерная компания "АЛРОСА" всегда славилась своими профессиональными инженерами, она имеет свой научно-исследовательский проектный институт. Но общее состояние российской науки, конечно же, влияет на все стороны жизни. А каково это общее состояние? Все мы с вами знаем, что российская наука переживает, и уже не первый десяток лет, тяжелые времена. В России научные институты поставлены в жесткие рамки и вынуждены выходить на рынок для поиска внешних источников дохода, принимать участие в торгах и аукционах, объявляемых крупными промышленными компаниями для научного сопровождения или обоснования проводимых ими работ. В условиях конкурентной борьбы выигрывают конкурсы в основном те научные организации, которые обещают получить желательный для заказчика результат. Таким образом, инженерные проекты строятся не по принципу "безопасно и экономично", а по принципу "очень экономично, пусть и не очень безопасно". В Якутии вечная мерзлота, а в районе трубки "Мир" вообще особые горно-геологические условия, но компания уже много лет не привлекает к работам единственный в Российской Федерации Научно-исследовательский институт мерзлотоведения.

Есть ещё любопытная статья в журнале "Горная промышленность", опубликованная 17 лет назад. Авторы очень авторитетные люди, такие как Владимир Дюкарев, в то время генеральный директор компании "АЛРОСА", Владимир Калитин, в то время главный инженер компании "АЛРОСА" и многие другие. Так вот там черным по белому написано буквально следующее: "Решения предшествующих научно-исследовательских и проектных работ по тем или иным причинам не были приняты к практической реализации. Можно ли говорить в таких условиях о качестве и научной обоснованности принятых проектных решений?". Вопрос.

В этой же статье говорится о том, что под дном карьера должен быть оставлен безвозвратно теряемый рудный целик толщиной не менее 85 метров.

Второе. Допустим, были приняты более или менее правильные проектные решения, тогда возникает вторая группа вопросов, технологический вопрос, а соблюдались ли принятые инженерные проектные решения в ходе производственного процесса?

В Мирном много разговоров ходит о том, что в погоне за алмазами нарушались проектные решения и этот самый целик, который должен был быть толщиной не менее 85 метров, местами доходил до 20 метров и даже меньше, при этом долгое время из-за поломки насосов вода, скорее всего, вообще не откачивалась. А ведь 17 лет назад писали, что альтернативы сухому карьеру нет. Если всё это правда, то получается, что корень зла в жадности?

Третья группа вопросов – управленческие. В первые же часы аварии, конечно, я вышел на связь с мирницами и, знаете, что меня поразило? Все говорили о том, что авария была ожидаемой, большие объёмы воды начали поступать в шахту ещё 25 июля, то есть все тихо ждали, когда случится авария и 10 дней ничего не предпринималось. Буквально, за шесть дней до катастрофы на руднике "Мир" 29 июля случилась авария, пострадал человек, он без сознания был доставлен в больницу, впоследствии не приходя в сознание, он умер. Были и другие признаки надвигающейся катастрофы. В этих условиях кто должен был принять решение о приостановке работ во имя спасения людей? Я в советское время работал руководителем строительной организации, и знал, что такие технические решения может принимать главный инженер предприятия. А кто имел соответствующие полномочия на рудники? Компания "АЛРОСА". Наверняка рядовые исполнители докладывали руководству, но руководство или не хотело принимать такие решения, или там был управленческий хаос, и никто не знает, кто какие решение должен принимать? Невольно подумаешь, наверное, люди, работавшие в компании, говорили, писали, сигнализировали, но все оставалось без ответа.

После трагедии я побывал в городе Мирном, встречался с руководством районной компании, лидерами профсоюзов, рудник "Мир" закрыт и 800 человек необходимо трудоустроить – очень сложная задача. Профсоюзы добились или руководство компании проявило милосердие, но рабочим пока выплачивают среднемесячную зарплату. Вопрос в том, как долго это будет продолжаться.

Районное руководство говорило о том, что до аварии наблюдались интересные тенденции – средний возраст жителей района молодеет, приезжают молодые квалифицированные кадры. Произошедшая трагедия – это показатель отношения к людям, северянам, дальневосточникам, того, бережем ли мы их, создаем ли лучшие условия для жизни и работы, или, наоборот, гонимся за сверхприбылью, игнорируя социальные вопросы, вопросы безопасности людей, безопасности условий труда.

Хотелось бы, чтобы все инвесторы, все, кто стремился развивать Дальний Восток, понимали, что главное сокровище нашей страны – это люди, они дороже алмазов, золота, нефти, газа и прочих ископаемых.

Спасибо.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме