23:15 12.07.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Депутаты фракции "СР" о дополнительных мерах поддержки молодых семей в части улучшения жилищных условий

12 июля Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № "О дополнительных мерах поддержки молодых семей" (в части улучшения жилищных условий). С докладом по данному законопроекту выступила один из его авторов Ольга Епифанова. В поддержку данного законопроекта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин.

Ольга Епифанова:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О дополнительных мерах поддержки молодых семей", внесённый депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Проект федерального закона направлен на предоставление молодым семьям более широких возможностей реализации конституционного права на жилище, а также на скорейшее достижение целей демографической политики.

Проблема улучшения жилищных условий молодым семьям, не имеющим, как правило, достаточного дохода для самостоятельной покупки жилого помещения, неоднократно отражалась в посланиях Президента Федеральному Собранию. Как указывалось в посланиях, необходимо концентрировать внимание на этой проблеме и прилагать особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.

Жильё – одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее востребованное социальное благо, о чём свидетельствует популярность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. В частности, одним из таких механизмов является институт социальной выплаты, предусмотренный подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также в рамках региональных жилищных программ, которые реализуются во многих субъектах Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации, по официальным данным Правительства, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются порядка 300 тысяч семей, при этом общее количество молодых семей – участников подпрограммы составляет около 225 тысяч, из которых ежегодно в рамках подпрограммы получают поддержку всего 13-15 тысяч семей.

Сравните, нуждаются в жилье 300 тысяч молодых семей, участвуют в подпрограмме 225 тысяч семей, а поддержку получают 13-15 тысяч семей. Сколько лет нужно ждать, чтобы подошла очередь на получение поддержки? 10 лет, 20? А если за это время семья перестала быть молодой, возраст членов семьи превысил 35 лет, то из-под программы ты выбываешь. И выбывают ведь. В депутатской почте полно таких писем.

Как вы думаете, уважаемые коллеги, может ли эта вялотекущая подпрограмма реально переломить ситуацию? Ответ – нет, не может. Объёмы финансирования, выделяемые на реализацию подпрограммы, просто не соизмеримы с количеством молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Известно также, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных, отнесено к полномочиям, а значит за счёт средств субъектов Российской Федерации. Однако средства региональных бюджетов также не позволяют сколько-нибудь успешно решать поставленную задачу. Не нужно никаких специальных расчётов, чтобы понять, что в большинстве случаев без дополнительной государственной поддержки молодые семьи не в состоянии получить доступ на рынок жилья.

В связи с этим, развивая различные подходы к обеспечению молодых семей жилыми помещениями, законопроект предлагает следующие дополнительные меры их поддержки: это предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение или строительство жилого помещения со сроком погашения 25 лет. Это предоставление льготной процентной ставки по кредитному договору или договору-займу на приобретение или строительство жилого помещения. Это предоставление молодой семье социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Это получение жилищной субсидии на погашение части основного долга или процентов по кредиту при рождении ребёнка, вот в чём особенность наших предложений.

Да, молодые семьи не имеют необходимых накоплений для приобретения жилых помещений, зато они имеют устойчивый и в перспективе растущий доход. Кроме того, они не выйдут из трудоспособного возраста до окончания срока выкупа построенных жилых помещений или возврата заёмных средств. Поэтому мы полагаем, что эти обстоятельства делают предложенные виды содействия весьма привлекательными для молодых семей и это самым положительным образом скажется на их социальном благополучии и решении государственных демографических задач. Прошу поддержать.

Выступление Олега Шеина:

– Оттолкнемся от темы демографии. Мы хорошо знаем, что уже за первые пять месяцев текущего года смертность превысила в России рождаемость на 120 тысяч человек. Мы хорошо знаем, что коэффициент фертильности по отметке 1,77 является недостаточным для простого воспроизводства населения, и Россия стоит на пороге глубочайшего демографического спада, который со всей своей глубиною и яркостью надо ожидать не позднее чем в 2030 году, причем это уже событие практически необратимое.

В этих условиях поддержка молодых семей и поддержка рождаемости, очевидно, входит в перечень приоритетных государственных задач, и никаких бюджетных денег на это не должно быть жалко.

К теме налоговой нагрузки. Я напомню, что доля налогов к ВВП в России составляет порядка 30%, в то время как доля налогов к ВВП в странах Западной Европы, Северной Европы составляет порядка 45%. Поэтому все эти сказки про задушенный налогами бизнес не надо здесь повторять. Он задушен, но не налогами, и на это есть совершенно другие мотивы, особенно, если мы говорим про крупный бизнес.

Что касается действующих программ, их на самом деле две, одна из них это программа "Материнский капитал", в свое время удалось, я в этом участвовал, добиться возможности семьям покупать стройматериалы на эти деньги, строить, покупать жилье у частных собственников, но мы хорошо понимаем, что сумма менее чем 500 тысяч рублей является совершенно недостаточной, а особенно для горожан. Программа "Молодая семья" предполагает непосредственное вложение денег самими молодыми семьями на уровне 600-700 тысяч рублей, что при медианной заработной плате в стране в 20 тысяч рублей в условиях, когда у молодежи эта заработная плата ещё ниже, является, очевидно, малодоступным для огромной доли населения.

В этих условиях "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает озвученный моей коллегой законопроект, и мы считаем его стратегически важным для страны, потому что, если мы говорим про поддержку рождаемости, поглядите, пожалуйста, цифры последних двух лет. У нас идет колоссальное обрушение, а оно затрагивает, в том числе, и кавказские республики, и в этих условиях важны любые движения, любые меры, направленные на поддержку молодежи, а предоставление жилья, очевидно, является наряду с текущими доходами одной из наиболее значимых задач. Это, безусловно, то, на чем необходимо сосредоточиться, это стратегия.

Заключительное слово Ольги Епифановой:

– Уважаемые коллеги, я держу в руках отзыв Правительства Российской Федерации, в котором в одном предложении написано, что объемы финансирования, выделяемые на реализацию подпрограммы, ограничены и несоизмеримы с количеством молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и через два абзаца написано "таким образом, законодательство Российской Федерации содержит необходимые положения, касающиеся мер поддержки молодых семей, направленные на улучшение жилищных условий".

Вы знаете, у меня голова взрывается, то есть – два вообще разнонаправленных абзаца. Так что получается, у нас есть проблема или нет проблемы?

Я очень хочу поблагодарить всех депутатов, которые выступили и все фракции, которые поддержат законопроект, потому что это действительно проблема.

Уважаемый Ильдар Ирекович (Гильмутдинов, председатель Комитета ГД по делам национальностей – Прим. ред.), вы правильно нас обвиняете в популизме, потому что писать и готовить законопроекты, когда нет федеральных денег, по-другому это назвать нельзя, но на самом деле мы инвестируем свое время, свои знания и пишем законопроекты для того, чтобы ставить проблемы. Но когда появятся деньги в федеральном законе, это будет либо законопроект Правительства, либо законопроект "Единой России", и там уже не будет никакой оппозиции.

Сегодня, когда мы обсуждали закон о гражданстве, как раз мой коллега Олег Нилов приводил пример, когда мы вносили законопроект, а тут уже появился правительственный на принятие, и так всегда, это знают все оппозиционные фракции.

Мы с вами на каждом отчете министров слушаем выступления Счётной палаты. В этих выступлениях что говорят, что денег нет? В этих выступлениях всё время говорят, что деньги есть, вопрос их использования.

Правы коллеги, которые говорили о том, что необходимо считать общий экономический эффект, а не просто потраченные деньги направленные в госкорпорацию, которые легли на счет и дивиденды от которых превратились в премию для руководителей госкорпорации, либо деньги, которые потащат за собой строительство. Строительство, как мы с вами знаем, тащит за собой 11 отраслей, то есть это фактически рост экономики.

Теперь мы ждем от нашей большой фракции решения задачи по подпрограмме, как предложили коллеги. Только, господа дорогие, мы с вами – законодательное собрание, мы не можем с вами пересмотреть подпрограмму, не можем её подправить, это может сделать только Правительство Российской Федерации. Может, действительно нам рабочую группу создать? Может, обратиться в Правительство, что давайте какие-то определенные деньги, которые лежат на счетах госкорпораций, вернем и отдадим семьям, эти семьи родят детей?

Представляете, что такое материнский капитал, индексированный в 2020 году и увеличенный в объеме? Между прочим, когда я как раз была председателем Комитета по семье, когда продлевался материнский капитал, и в этом законопроекте, если вы его посмотрите, уже выпущенном законе закладывалась индексация, и в этом году 500 тысяч уже должны получать семьи, но всё же отменили. Где гарантия?

Я рожала своих детей в 1990 и в 1992 году. Пустые роддома были, детей фактически не было. Если до этого по три класса по 30 человек, мои дети приходили в единственный класс, 7-8 человек было в классе, понимаете? Просто нет этих детородных девушек, их просто фактически нет, мы просто губим семейную политику. Я прошу вас обратить внимание на этот очень важный вопрос всех депутатов. Спасибо.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме