23:15 08.05.2007 | Все новости раздела "Российская Партия Пенсионеров"

Коммунальный рай

В наш век спутниковой связи и космических кораблей одна-единственная проржавленная труба или неисправная электропроводка в один миг может поставить человека в условия средневекового быта. И зачастую борьба с несчастьем превращается в тяжбу с людьми, которые за это ответственны. С проблемами коммунального обслуживания рано или поздно сталкивается каждый ответственный квартиросъемщик или владелец собственного жилья.

В нашем мире нет ничего вечного, и водопроводные трубы, как и электрические сети, не составляют исключения. Можно, конечно, звонить по любой протечке или замыканию в сети в коммерческую фирму, однако, учитывая их расценки, делать это накладно. В конце концов все мы платим «коммуналку», так должны же хоть что-то получать за свои деньги? Тем более что коммерческие структуры просто не имеют права делать многое из того, что вменено в обязанность работникам ЖЭКа. Кстати, организация, которую мы по привычке называем ЖЭКом – жилищно-эксплуатационной конторой, – давно перестала быть монополистом в сфере коммунального обслуживания.

С 1 марта 2005 года в России действует новый Жилищный кодекс. В нем предусмотрены три способа управления жильем. Выбор зависит от самих жильцов. Выглядит здорово, на деле же первые два из предлагаемых методов управления практически нежизнеспособны.

Судите сами.

Способ первый: жильцам многоквартирного дома предлагается решать свои проблемы (ремонт дома, вывоз мусора, уборка территории и т.п.) при помощи самоуправления. Реализуется механизм самоуправления через общее собрание жильцов. Таким образом, если возникла необходимость покрасить в подъезде стены, то решение о том, кому же доверить это дело, должны принимать все жильцы. Если не будет представителей хотя бы нескольких квартир, такое собрание становится нелегитимным. В результате злополучные стены проще вечерком покрасить самому.

Способ второй: создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ может либо самостоятельно управлять домом и заключать соответствующие договоры, либо нанять управляющую компанию, которая будет вести все эти дела от имени ТСЖ. Но и данный вариант имеет пробелы. Закон о ТСЖ хоть и написан, но многие его положения противоречат Жилищному кодексу.

Способ третий: наем управляющей компании (УК) без образования ТСЖ. На практике реализуется чаще всего. По сути, управляющая компания представляет собой буфер между жильцами и подрядчиками. Жильцы обращаются в УК, которая и решает их проблемы. Таким образом, от выбора управляющей компании напрямую зависит качество предоставляемых услуг. Практическая разница между УК и ЖЭКом заключается в том, что первая из них кровно заинтересована в сохранении объемов работ, следовательно, теоретически уровень сервиса, скорость реагирования на заказы и качество услуг у управляющих компаний выше.

До 2006 года деятельность учреждения, которое обслуживает ваш дом, строго регламентировалась всевозможными законодательными актами. Они определяли предельные цены для мастеров ЖЭКа или УК – своеобразный ценовой потолок, выше которого они не имели права оценивать свои услуги. Но золотое время прошло. С 1 января 2007 года стоимость работ определяется договором собственника жилья (то есть вас) с компанией, обслуживающей ваш дом.

Важно понять вот какой нюанс: в многоквартирном доме все имущество разделено на две категории: личное, принадлежащее конкретному собственнику, и общее, обслуживающее весь дом или его часть. К общему имуществу относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир, лестницы, лифты, крыши, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и так далее. К личному – все, что есть у нас в квартире. Почему это важно? Потому, что за обслуживание общего имущества мы ежемесячно вносим определенную сумму. Видели графу «Техническое обслуживание» в платежной квитанции? Вот это оно и есть. Следовательно, любые работы по устранению неполадок общего имущества должны выполняться мастерами УК без дополнительной оплаты.

Таким образом, если вы хотите подключить стиральную машинку или заменить полотенцесушитель, то саму работу вы можете произвести самостоятельно, нанять за бутылку знакомого слесаря или вызвать профессионального мастера по объявлению в газете – это ваше личное дело. А вот если придется перекрывать стояк, то это уже работа мастеров УК, и за эту работу вами уже заплачено!

Понятное дело, что мастера УК не откажутся и от работ по обслуживанию личного имущества, но в этом случае требовать с них бесплатных услуг неразумно. Полагаться полностью на слова самого мастера не стоит: не поленитесь позвонить в диспетчерскую и уточнить прайс-лист на работы. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», датированные 27 сентября 2003 года, ограничивают максимальные сроки ремонта и регламентируют обязанности коммунальщиков. В них, например, очень четко обозначено, что и в какие сроки должны выполнять обслуживающие организации. При этом, если коммунальная служба своих обязательств не выполняет, жилец может смело подавать на нее в суд.

Электрик, например, обязан быть на месте в течение трех часов после получения заявки от жильцов, а сантехник не может чинить водопровод более суток. В случае же аварийных ситуаций (короткое замыкание, прорыв канализации) правила предписывают мастерам действовать «немедленно». Работники коммунальных служб – люди с развитым воображением. О том, как они рассчитывают стоимость заказа, остается только догадываться. Например, пользуясь доверчивостью граждан, они часто пытаются выдать одну работу за другую или всячески преувеличить масштаб бедствия, чтобы взять деньги за «замену электропроводки», тогда как надо всего лишь бесплатно вкрутить новые пробки.

Таким образом, если у вас возникли сомнения в достоверности выставленного счета, не стесняйтесь уточнить, за что конкретно с вас берут деньги. Скорость и качество выполнения своих обязанностей сотрудниками коммунальных служб давно вошли в народный фольклор. Как хоть немного поторопить сантехников и электриков? Жалобы в само учреждение часто не дают результатов, поэтому особо поднаторевшие в деле борьбы с коммунальщиками жильцы советуют обращаться напрямую в жилинспекцию вашего города или даже его правительство. Благо, как правило, в этих организациях имеются горячие линии.

Ярослав ЛУКИН



Источник: Российская Партия Пенсионеров

  Обсудить новость на Форуме