12:30 15.09.2017 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: Агропрому всенародную поддержку!

2017-09-15 11:53
Кашин В.И.

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Пленарном заседании Государственной Думы 13 сентября 2017 года в рамках правительственного часа с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева.

Уважаемые товарищи!

Для крестьян сегодня, конечно, праздник! Потому что в сложный год есть мощный прорыв, есть успех, есть высокая урожайность, а в валовом производстве основных сельскохозяйственных культур – рекордный сбор. Министр сельского хозяйства А.Н. Ткачев озвучил, конечно, скромный прогноз в 110 млн. т. зерна, но и он четко знает, что будет не менее 130 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур. И это действительно серьезный результат!

Урожайность около 30 ц/га – тоже прорыв, даже для Советского агропромышленного комплекса. Конечно, есть страны, которые собирают по 70-90 ц/га, но это лишь свидетельствует о том, что у нас есть большой резерв для наращивания продуктивности.

Конечно же, этих 70-90 ц/га и США, и Соединенное Королевство, и ряд других стран добились не просто так, а благодаря существенной помощи своих правительств, которые, по сравнению с Россией, на 1 га пашни выделяют в десятки раз больше государственных денег. И я категорически возражаю против решений и предложений по сокращению той мизерной поддержки на 1 га пашни, 1 литр молока, а также сокращению поддержки благоприятных для выращивания сельскохозяйственных культур регионов.

Мы должны не жалеть средств для крестьян, как это, к примеру, делает Европа, чтобы они смогли успешно ввести в сельскохозяйственный оборот те 40 млн. га заброшенных земель, лугов и пастбищь, смогли заставить вновь цвести наши сады, чтобы у нас были виноградники и многое другое.

Когда мы говорим о молоке, то делаем акцент на том, что у нас производится сегодня около 18 млн. т. товарного молока. И это при том, что не так давно мы производили 57 млн. т. молока.

Вот и получается, что наши граждане сегодня потребляют в год всего 240 кг. молокопродуктов, порой сомнительного качества, а в той же Германии – 450 кг, как это было в России 25 лет назад.

И опять же мы возвращаемся к вопросу финансирования, потому что сдвинуть проблему производства молока с мертвой точки удастся лишь выделяя совсем другие деньги, подготавливая для отрасли кадры высочайшего уровня квалификации.

Хочу выразить слова благодарности команде Министерства сельского хозяйства и наших регионов за те всероссийские совещания, которые состоялись в Татарстане, Волгограде, Тамбове и ряде других субъектов Российской Федерации. Особенно хочу выделить выездные заседания Комитета в Воронеже, Московской области. Они проводятся на основе уникальных точек роста, капитальных, системных решений, снимающих институциональные проблемы. Вся Россия перенимает лучшие практики.

И мы должны в этом плане поддержать усилия Министерства сельского хозяйства, регионов и депутатского корпуса.

Но когда мы видим, как Государственную программу развития сельского хозяйства втихаря урезают по финансированию на 50%, а потом ждут в отрасли прорыва, то у нас возникает множество вопросов к состоятельности таких решений.

При этом даже утвержденные средства часто выделяются не в полном объеме – это мы можем видеть по итогам исполнения федерального бюджета в 2016 году. Такое мероприятие, как «Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками» недофинансировано на 1 млрд. руб.. Финансирование такого мероприятия, как «Развитие производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» отклонилось от программных значений на 1,6 млрд. руб. Подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» недосчиталась 1,4 млрд. руб.,

Кому выгодно, чтобы мы на десятки миллиардов долларов закупали продовольствия, выбрасывая от 1,5 до 2 трлн. руб. для фермеров других стран? Кто так не любит свою уникальную землю матушку? Кому выгодно открытым держать вопрос импортозамещения, рассказывая сказки о том, что нет тех 100 млрд. рублей дополнительно для АПК? Это уже вопросы не риторические!

Вопрос финансирования сегодня является критически важным и для социального развития села. У нас 95 тысяч деревень не газифицированы, 32 тысячи деревень не имеют почтовой связи, 43 тысячи не охвачены телефонной связью. И это при том, что всего сельских населенных пунктов у нас осталось около 160 тысяч. Более 20 тысяч деревень ушли в небытие, 42 тысячи сел имеют не более 6 жителей.

Из ветхого жилья переселяется всего 6,5 тыс. человек в год, а нуждаются в новом жилье на селе более 1,3 млн. человек. Такими темпами на решение жилищных проблем на селе нам потребуется 200 лет.

В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их доступности. Средний радиус доступности детского сада составляет 20 км, школы -17, ФАПа - 15, больницы - 85 км.

Остро стоит проблема развития сети автомобильных дорог. На начало 2015 г. 30,7% сельских населенных пунктов не имело связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным требованиям не отвечало 62,9% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 43,2% дорог местного значения.

По нашей инициативе 20 ноября текущего года в Зале пленарных заседаний Государственной Думы состоятся всероссийские парламентские слушания на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий». В рамках этого мероприятия мы, в том числе, будем ставить вопрос разработки новой государственной программы, предусматривающей строительство в каждом муниципальном районе производственного центра, объектов социального, культурного и бытового назначения, развитие инфраструктуры жилой среды на селе.

Посмотрите на состояние аграрного образования, на наши НИИ, ВУЗы. Научные и образовательные учреждения обветшали, а те из них, кому удалось начать реконструкцию зданий, сегодня не могут завершить строительство – нет денег. В качестве примеров тут можно привести недостроенные корпуса ведущего сельскохозяйственного вуза страны – Ставропольского государственного аграрного университета, недостроенные корпуса ВСХИЗО в Балашихинском районе Московской области, а также недостроенные 27 общеобразовательных школ в сельской местности.

Что это такое? Позорище!

Мы должны восстановить все, что связано с финансированием по Государственной программе, а это минимум 320-350 млрд. рублей, а не 240, которые мы вымучили на текущий год. В перспективе мы должны выйти на 1 трлн. рублей, что составляет 6% расходной части федерального бюджета!

На этом особенно важно заострить внимание именно сейчас, в преддверии внесения в Государственную Думу закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. В основу дискуссий о распределении бюджетных средств мы должны положить верные приоритеты и принять в конечном итоге Бюджет Развития!

Кроме того, бюджетное финансирование вопросов развития агропромышленного комплекса мы должны укрепить законодательными актами, создающими в отрасли благоприятные условия для интенсификации производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

К таким актам в первую очередь следует отнести уже внесенный в Государственную Думу проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». О нем уже упоминал в своей речи Александр Николаевич. В данном законопроекте мы вышли с инициативой снижения НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и винограда с 18% до 10%.

Напомню, что мы сегодня производим около 3 млн. тонн плодов и ягод. Но чтобы решить задачу продовольственной безопасности мы должны производить 15 млн. тонн. Мы закладываем 15 тыс. га новых садов, а должны закладывать по 30 тысяч гектар. Мы должны системно решать все эти вопросы, в том числе в части питомниководства, и названный законопроект в этом плане является серьезным шагом. Его принятие позволит существенно увеличить отечественное производство плодово-ягодной продукции и винограда, укрепить продовольственную безопасность, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, повысить потребительский спрос на фрукты, произведенные в России, создать новые рабочие места.

Другой инициативой, на которой следует сегодня заострить особое внимание, является законопроект №206370-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроект предлагает введение в России государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости.

Целесообразность принятия законопроекта определяется извращенностью системы ценообразования в России. Посмотрите - производитель зерна в 2016 году продавал его по цене 8,8 руб. за килограмм. Мука же, произведенная из этого зерна, продавалась уже по цене 15,9 руб./кг. Производитель хлеба продавал свою продукцию уже по 48 руб./кг. А на прилавке, со всеми наценками торговых сетей, хлеб лежал по цене 66,9 рублей за килограмм. Таким образом, 7,1 руб. забирал себе производитель муки, 32,2 руб. – производитель хлеба и 18,8 рублей забирали торговые сети.

При этом в текущем году ситуация обострилась до предела. Посмотрите, что сейчас происходит на рынке зерна.

С 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь снизились на 38-39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%. И на фоне столь резкого падения цен на сырье, потребительские цены на хлеб и другие продовольственные товары продолжали расти.

Нужно принимать срочные меры государственного регулирования и, в первую очередь, незамедлительно запускать механизм государственных закупочных интервенций!

Диспаритет в распределении прибыли от продажи продовольственных товаров стал губительным для крестьян. Значительное число средних и малых сельхозпредприятий, а также большая часть фермеров, ориентированных на производство зерна, работают в сильный убыток, многие разоряются. Латифундисты при этом получают возможность за бесценок скупать земли разорившихся хозяйств, а торговые сети без лишних усилий еще больше увеличить свою маржу от продажи продуктов питания.

В каком государстве это может быть? Какое регулирование здесь применяется?

Необходимо поддерживать и другие наши инициативы, являющиеся не менее актуальными. Законопроекты «Об обороте органической продукции», «О семеноводстве», по ветеринарной безопасности и ветеринарии, «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О землеустройстве», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», а также по агрострахованию объектов аквакультуры.

К числу приоритетных также следует отнести законопроект «Об охране плодородия почв».

Посмотрите что у нас с плодородием – на пашне 45% кислых почв, мы не вносим ни минеральных, ни органических удобрений, об известковании и гипсовании совсем забыли.

Уважаемые товарищи! На каждую проблему в развитии АПК у нас есть достойный законодательный ответ, проработанный совместно с Минсельхозом, наукой и регионами. Но эти законопроекты постоянно кто-то тормозит, видимо кому-то не нравится перспективы укрепления нашего агропрома, его динамичное развитие.

В этой связи еще раз выражу мнение о том, что Министр сельского хозяйства должен стать, как и раньше, заместителем председателя Правительства. Только тогда можно будет успешно решить все накопившиеся проблемы, в том числе межсекторальные.

На селе проживает 37 млн. граждан, а в летний период – далеко за 50% населения страны. О них необходимо заботиться, обеспечить доходом, комфортными условиями жизни, возможностью получить все необходимые социальные услуги.

И больше не будет так, что находящиеся в стадии высокой готовности законопроекты по АПК годами футболятся, как это происходит, к примеру, с законопроектами по ветеринарии.

Но я убежден, что и эти, и многие другие наши законодательные инициативы скоро увидят свет, как и законопроект о школьном молоке. Три фракции подписались под ним, Председатель Государственной Думы его поддерживает. Этот проект позволит сделать большой шаг к обеспечению здоровья детей, молодежи, обеспечению качества и востребованности нашей молочной продукции.

Что касается вопросов переработки сельскохозяйственной продукции – это еще одна большая проблема. Показательно будет назвать те 237 тыс. тонн муки, которые мы сегодня продаем. Украина продает в несколько раз больше! Мы гоним за рубеж сырье, в то время как должны развивать собственную глубокую переработку и продавать высококачественную продукцию высокой степени передела. Но на это опять же нужны деньги.

В заключение я хочу выразить слова благодарности Председателю Государственной Думы В.В. Володину, Комитету по бюджету, которые помогли нам несколько увеличить финансирование АПК в текущем году, что позволило осуществить инвестиционный прорыв и позитивно настроить участников отрасли на дальнейший рост и развитие.

Спасибо!

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме