12:30 02.04.2019 | Все новости раздела "КПРФ"

В.А. Ганзя: «Вопрос - где взять деньги?»

2019-04-02 13:07
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.

2 апреля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступила депутат В.А. Ганзя.

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы, наверное, заметили все, с какой настойчивостью я пытаюсь получить информацию о национальных проектах, сколько денег направлено на нацпроекты в каждый регион, по какому проценту софинансирования направлены будут эти деньги, когда, наконец, придут деньги в регионы на нацпроекты?

Вот все соглашения на сегодняшний день с регионами подписаны, а ответов на эти вопросы практически нет. Почему? Но неужели потому, что само правительство не может разобраться в океане этих объемов, процентов, целей и задач, показателей и так далее. Может быть, поэтому. Действительно, давайте вот посмотрим, у нас 42 государственные программы. В них 200 подпрограмм, в этих подпрограммах находятся и нацпроекты, их 12 плюс комплексный план, которые в свою очередь состоят из 73 федеральных проектов. Вот посмотрите, знаете, это как вот сказка на новый лад: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в шоке. Вот так и у нас получается.

Если демография - пять национальных проектов, образование целых 11 федеральных проектов. И смотрите, у нас есть еще модельный бюджет, а там 21 первоочередное полномочие. У нас есть еще и майские указы президента от 2012 года, а они затрагивают 11 направлений, 11 и там 218 поручений. Срок реализации некоторых из них до 2020 года, коллеги.

Кроме того, имеются региональные программы, региональные проекты. И всё это имеет цели, задачи, индикаторы, показатели, объемы и все остальное. Вот скажите, пожалуйста, как можно разобраться во всей этой мешанине? Вот Надежда Сергеевна, она согласна со мной. Тут разобраться практически невозможно. У нас говорили про русскую пословицу: без бутылки не разберешься, уж простите меня за такую простоту.

Напрягает, дорогие коллеги, ещё и вот что: что госпрограммы и национальные проекты имеют совершенно разные временные рамки. Как можно здесь отследить все эти цели?

Значит, и теперь как всё это можно сделать, по тысячам показателей отследить вообще эффективность этих программ и этих нацпроектов? Вот лично мое мнение, я считаю, что единственное, для чего это удобно - это для распила бюджетных денег. Тогда не проще ли было в рамках государственных программ выделить приоритетные направления и не городить огород с этими нацпроектами? Или создать несколько федеральных проектов осязаемых, когда можно посмотреть, что всё-таки получится в конечном итоге по конкретному направлению и, конечно, с дополнительным отдельным финансированием?

Ну, например, такой нацпроект можно было создать, как "Газификация". Вот смотрите, мы будем четко знать, сколько объектов газифицировано, сколько домовладений подключено и так далее, то есть всё ясно, видно и прозрачно. Вот вся Сибирь и Дальний Восток ждут этого нацпроекта или программы. Газ качаем из Сибири, а жители самой этой Сибири вынуждены отапливать свое жилье исключительно дровами. До каких пор вообще это может продолжаться? Сколько потоков в Европу мы создали, а о своих когда будем заботиться?

Или проект "Строительство метро". Муниципалитетам это не под силу, давайте проект создадим, и тогда мы можем увидеть, сколько новых станций метро построено, сколько депо построено, сколько поездов пустили, сколько пассажиров - всё четко, ясно, видно и прозрачно.

А вот как отследить рост производительности труда (это из национального проекта) на несырьевых предприятиях? К 2024 году должно быть 5 процентов к предыдущему году. Как вообще это можно отследить? Как вообще можно отследить, что на 22 процента должен быть снижен совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу? Как это отследить?

А ведь, коллеги, под все эти конкретные вот, так сказать, в кавычках "задачи" заложены конкретные деньги, и таких абстрактных показателей полным-полно. То есть проверить исполнение национальных проектов очень проблематично, ибо в них заложены такие целевые установки, которые нельзя измерить с помощью имеющихся показателей.

Тем более что пример мы имеем, я имею в виду майские указы 2012 года. Ни для кого не секрет, что по большей части эти майские указы были, по сути, провалены, ну давайте вспомним только 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Где они? Их просто нет.

Увеличение инвестиций до 27 процентов ВВП, где это увеличение? Его тоже нет. А это ключевые показатели, они не выполнены. Я скажу только по одному факту: вы знаете, доля России в мировом ВВП в 2012 году составляла в сумме 2,9 процента, а в 2018 году она уже 1,8 процента. Вот они все наши показатели, вот они все наши указы и проекты, и программы и всё остальное.

К достижениям пытались отнести повышение зарплаты бюджетников до уровня средней по экономике, но это достигалось исключительно оптимизацией штатного расписания. Фонд оплаты труда не менялся с 2013 года. Как можно повысить зарплату, не меняя Фонд оплаты труда? Это нереально. Поэтому у нас именно в этот период пришёлся пик на закрытие школ, больниц.

Мы уничтожили ФАПы, а теперь мы вынуждены их восстанавливать. Вот для чего нам вот этот вот разброс вот такой и в этих нацпроектах, и в этих государственных программах, во всём остальном? Мы делаем одно, не завершая совершенно другое.

И я хотела бы сказать, мои дорогие коллеги, что ответственности за вот это и за провал майских указов 2012 года никто не понёс. Вообще по- хорошему надо было правительство во главе с премьер-министром отправить в отставку, именно вот за это отправить в отставку. Но получается у нас: они вот будут реализовывать новые национальные проекты, те же самые люди, только единственное, что должностями они поменялись между собой, а вся команда та же самая. Как они нареализуют нам нацпроекты - это ещё вопрос.

А теперь о главном, дорогие коллеги, финансирование. Вот 40 программ, 8,2 триллиона рублей в 2018 году мы имели на программы, в этом году 10,5 триллиона рублей - это 70 процентов расходной части бюджета. В прошлом году было 60 процентов расходной части бюджета. Ну и где, мои дорогие, у нас деньги на национальные проекты, когда говорят, беспрецедентные деньги мы получим на нацпроекты.

Вы покажите мне, в каком месте они у нас есть, эти деньги. Вот лично я их не нашла. Вопрос - где взять деньги?

Вот первое, что придумало наше правительство, это уменьшить федеральное софинансирование.

Коллеги, вот это, пожалуйста, послушайте. Есть постановление правительства 193 от 27 марта 2019 года по проекту "Безопасные и качественные дороги". Помните, нам давали такую табличку, где было написано - процент софинансирования по каждому региону по нацпроектам. Вот в Новосибирской области - это 96 процентов, у кого-то 97, 98.

Вы знаете, сколько по этому постановлению, по вот этому нацпроекту (это "Строительство дорог в агломерациях"), вы посмотрите и удивитесь. Вот общая сумма 96,7 миллиарда рублей, из них федеральное софинансирование 60 миллиардов. Это уже утверждено, постановление, это 63 процента, а остальные деньги должны доплатить регионы.

Где обещанные 90 процентов федерального софинансирования? Их нет. Правительство, не стесняясь, говорит о том, что деньги на нацпроекты пойдут от повышения НДС.

Зачем тогда такие нацпроекты нам, которые вытаскивают из кармана населения последние копейки? Для того, что повысить рейтинг власти и рейтинг людей, которые управляют нашим государством. Это нереально после "пенсионной", "мусорной" реформы и повышения налогов, это, вообще, нереально, и забыть надо про эти рейтинги.

Кстати, в недрах Минфина зреет ещё один законопроект "Об индивидуальном пенсионном капитале". Он уже обсуждался на коллегии Минфина. Суть его в том, что из зарплаты в обязательном порядке граждане должны будут отчислять 6 процентов на будущую пенсию.

По мнению Центробанка, это решит проблему "длинных денег", по мнению Минфина, это даст прирост ВВП, а, по мнению народа, это очередная обдираловка, очередная просто-напросто. Так вот, выстрелит этот закон или нет, а он обсуждается, зависит от нас, коллеги.

Ну а теперь у меня есть, так скажем, конкретное опасение. Вот буквально через несколько дней собираются проводить совещание по поводу национальных проектов с руководителями регионов. И вы знаете, у меня есть опасение, что руководителям регионов сделают такое предложение, от которого они не смогут отказаться. И не зря Минфин уже анонсировал, то есть, уже проговорился о том, что государственный долг регионов может вырасти до 2,9 триллиона рублей.

Вот, может быть, оттуда возьмутся деньги на национальные проекты?

А, вообще, конечно, дорогие коллеги, на алтарь этих нацпроектов может быть принесена в жертву и сбалансированность бюджетов регионов, во-первых. Во-вторых, может быть принесено в жертву благосостояние наших людей, потому что нельзя оплачивать вот такие масштабные государственные задачи исключительно из карманов граждан. Потому что бюджетные правила, мои дорогие, никто не отменял. И все дополнительные доходы у нас идут в резерв, а не на нацпроекты.

Поэтому, я считаю, что парламенту, нам с вами нужно установить жесточайший контроль. И стратегические предложения. Во-первых, вернуться к закону о планировании стратегическом, вместо десятков всяких хаотичных проектов, создать один план.

Второе предложение. Не позднее июня пригласить кураторов всех нацпроектов, чтобы они отчитались о ходе реализации этих проектов.

И последнее. Все-таки давайте добьемся от правительства, чтобы они дали нам информацию по каждому нацпроекту, по каждому региону и самое главное - по каждому проценту софинансирования.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме