11:15 27.10.2017 | Все новости раздела "КПРФ"

Л.И. Калашников о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

2017-10-27 11:35
Пресс-служба Л.И. Калашникова

Выступление Председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.И. Калашникова на «круглом столе» на тему: «О Таможенном кодексе Евразийского союза».

- Доброе утро, уважаемые коллеги!

Мы с вами начинаем сегодня работу пленарной недели с очень важного мероприятия - "круглого стола" на тему: "О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза".

Эта тема сверхактуальна и важна, поскольку любой кодекс для любой страны имеет огромное значение, а когда с его помощью пытаются сопрягать кодексы нескольких государств, то это всегда связано и с большим конфликтным потенциалом этих документов, и с тем, что их сложно бюрократически совместить. Этому и посвящено заседание нашего сегодняшнего "круглого стола". Это первое.

Второе. Это потребует больших изменений документации и, в частности, в поле законопроектной деятельности. Поэтому я с удовольствием открываю наш "круглый стол". Все наши сегодняшние гости прибыли, кроме некоторых исключений. В последний момент, за 20 минут, позвонил Сергей Глазьев, ему необходимо быть в правительстве. Поэтому он извиняется перед нашими сегодняшними участниками.

Я с вашего позволения произнесу небольшое вступительное слово, по регламенту у нас с вами очень много выступающих и основные докладчики будут: от Минфина - Сазонов и Татьяна Дмитриевна Валовая - министр, член коллегии Евразийской экономической комиссии по интеграции и микроэкономике. И мы хотели бы посвятить наш "круглый стол" не тому, чтобы подвергать сомнению сам кодекс, который требует ратификации, он довольно внимательно обсуждался, сколько той дальнейшей законопроектной деятельности, которая потребуется в этой связи.

Итак, мы начинаем работу нашего "круглого стола". Президент Владимир Владимирович Путин внёс на ратификацию 10 сентября этого года договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. При этом Советом Государственной Думы наш комитет определён ответственным за рассмотрение этого законопроекта, и ещё 14 комитетов, обычно максимум бывает 2-3 соисполнителя, являются нашими соисполнителями, поскольку, как я уже сказал, потребуется огромная законопроектная работа и внесение изменений.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в соответствии со статьёй 32 Договора о Евразийском экономическом союзе обеспечить осуществление единого таможенного регулирования на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации. Это наиболее масштабный интеграционный правовой документ после принятия Договора о Евразийском экономическом союзе. Он поднимает наше экономическое сотрудничество на существенно более весомый и высокий уровень. Поэтому, прежде чем рассматривать на заседании комитета этот законопроект, а мы его планируем рассмотреть 19-го числа этого месяца, сразу же после проведения наших мероприятий в Петербурге, мы решили его рассмотреть сегодня. Структурно он состоит из 9 разделов, 61 главы, это очень большой документ, мы его на комитете показывали, 900 страниц, из 465 статей.

Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза положил начало евразийской интеграции. Фактически с его принятием впервые на пространстве СНГ процесс дезинтеграции сменился на реальную интеграцию. Вначале для Белоруссии, Казахстана и России, затем Армении и Киргизии. Поэтому, обсуждая преимущество нового Таможенного кодекса, мы должны обязательно отдать должное закону, принятому в конце 2009 года, и сказать спасибо тем разработчикам и участникам Евразийской комиссии, которые с самого начала прошли этот многотрудный путь, в том числе, наши нынешние докладчики и Татьяна Дмитриевна Валовая, которая будет рассказывать о деталях. Я думаю, мы должны им выразить свою признательность.

Работа над подготовкой Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась с 2014 года. Она потребовала проведения кодификации действующего договора на правовой базе, регулирующей таможенные правоотношения. В новом кодексе учтены положения как действующего кодекса, так и ещё 21 международного договора, включая обязательства, навязанные (именно навязанные, я считаю) ряду стран при вступлении в ВТО. При этом это не только российский закон. В его разработке участвовали правительства пяти государств и, как я знаю, было отработано более 2 тысяч предложений.

В результате этой многолетней работы 11 апреля 2017 года Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза был подписан президентами и должен вступить в силу 1 января следующего года.

Напомню, что переходные положения Договора о Евразийском экономическом союзе предполагали принятие такого кодекса ещё в 2016 году, и мы отстаем с вами на два года, что делает ещё более актуальным скорейшее вступление его в силу, а также в связи с той международной обстановкой, которая сложилась в мире вокруг, в том числе и нашей страны.

В проекте рекомендаций нашего "круглого стола", который у вас имеется, отмечены принципиальные новации Таможенного кодекса. Я думаю, что обстоятельную оценку особенностям законопроекта дадут докладчики. В заключениях, которые поступают в наш комитет, ему дается достаточно высокая оценка. И вместе с тем в нем есть вопросы, на которые нужно получить ответы.

Так, в заключении Комитета по финансовому рынку, они уже его нам прислали, отмечают, что положение кодекса требует согласования с нормами статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности", посвященной банковской тайне. Там много написано, в том числе, и какие нормы нужно привести в соответствие. И в этой связи очень актуальным остается то, что на дворе уже фактически ноябрь. Ноябрь, декабрь пройдут быстро. А Таможенный кодекс вступает в силу с 1 января, как я уже сказал, и эти законы мы изменить уже вряд ли успеем за эти два месяца. Вопрос: где правительство, где те, кто вносил этот Таможенный кодекс, как они это учитывали? Всё это мы должны с вами обсудить сегодня и, в том числе, предложения в правовые нормы о коммерческой, банковской, налоговой и иной тайне, которые должны быть изменены в связи с внесением тех законопроектов, которые нужно будет принять.

Вот, например, тот же комитет по физкультуре, спорту и делам молодежи отметил необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ведь чемпионат состоится в следующем году. И, если закон не изменить, то, как он будет работать? И два изменения правовых норм они применяют, вот, в частности, постановление Правительства РФ от 11.11.2010 №884 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории и перевозки по территории Российской Федерации проб и оборудования в рамках проведения допинг-контроля в целях предотвращения допинга и борьбы с ним в спорте».

Или Комитет по аграрным вопросам отметил необходимость внесения изменений сразу в пять федеральных законов.

Всё это поднимает вопрос, как я уже сказал, о готовности правительства к 1 января (после вступления в силу Таможенного кодекса или синхронно с ним) внесения в Государственную Думу почти полсотни законодательных инициатив, мы только 48 законодательных актов насчитали, а затем необходимо принять еще порядка 50 постановлений. Как это будет делаться? Одним законом о внесении изменений в целый ряд законов или же по отдельности, с учетом приоритета, пока не ясно.

Тот же закон о чемпионате мира по футболу, он не будет ждать, как некоторые чиновники. Мы же его не отложим.

Безусловно, ещё раз подчеркну, что и закон «О таможенном регулировании Российской Федерации» должен быть готов, как и новый закон о ратификации Таможенного кодекса, и сейчас над этим идет серьезная работа.

В наш комитет, например, поступил целый ряд предложений по этому законопроекту и от Комитета по транспорту и строительству на пяти страницах. Я вчера вечером читал. Очень серьезные поправки и предложения.

Вступление в силу обсуждаемого договора произойдет после получения депозитариями Евразийской экономической комиссии письменного уведомления о его ратификации всеми государствами. Какова обстановка на сегодняшний день? В Казахстане и Белоруссии, как и в России, кодекс внесен на рассмотрение в нижние палаты парламентов. В Киргизии и Армении завершается процесс согласования норм кодекса в исполнительных структурах с последующим внесением его на рассмотрение в высшие законодательные органы.

После ратификации парламентами стран Евразийского союза, также как и России, придётся проводить работу по имплементации положений кодекса в национальные законодательства этих стран. И Федеральное Собрание Российской Федерации обязательно должно объединить усилия с МИДом и Правительством Российской Федерации для серьёзной и конкретной работы по унификации национальных законодательств в связи с принятием кодекса.

Со своей стороны, хочу вас проинформировать о том, что мы затрагивали эти вопросы 29 сентября на совместном заседании нашего комитета, например, с Постоянной комиссией Национального собрания Республики Армения по внешним связям. 30 октября, через несколько дней, мы будем проводить совместное заседание с Комитетом Мажилиса Парламента Казахстана по международным делам в Астане, где планируем обстоятельно обсудить эти вопросы. Сегодня это главное направление в области парламентской дипломатии на евразийском пространстве.

Не могу не отметить в этой связи то, что остро ощущается потребность в евразийском, т.е. полноценном, парламентском измерении. Вот мы на этой неделе начнём проводить три серьёзных мероприятия: Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Межпарламентскую Ассамблею СНГ и впервые в нашей стране будет заседать Межпарламентский союз, состоящий из спикеров почти всех парламентов мира. Они съедутся в Петербург на такое заседание. Оно проводится под патронажем спикеров верхней и нижней палаты нашего Федерального Собрания. И там уважаемые люди соберутся, где мы, скорее всего, со спикерами, кто входит в Евразийский союз, в своего рода Евразийское собрание, обсудим, в том числе, вопрос об ускорении имплементации этого Таможенного кодекса. Однако такое парламентское измерение, оно сегодня буксует по ряду причин, объективных и субъективных.

Завершая своё выступление, я хочу проинформировать, что комитет планирует рассмотреть, как я уже сказал, законопроект 19 октября. И мы обязательно, вынося своё решение, будем учитывать нынешнюю дискуссию на "круглом столе". Благодарю вас за внимание.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме