20:00 14.09.2017 | Все новости раздела "КПРФ"

К.К. Тайсаев: «Странам Балтии надо не стыдиться своего советского прошлого, а гордиться им»

2017-09-14 17:09
Пресс-служба ЦС СКП-КПСС

На днях официальные лица Латвии, Эстонии и Литвы возмутились тем, что в одном из западных изданий появилась статья, в которой эти страны именовались как «бывшие советские республики». Более того, они направилив редакцию газеты письмо, в котором попросили больше их так не называть.

Свое возмущение по этому поводу дипломаты объяснили тем, что Латвия, Эстонии и Литва никогда в Советский Союзна добровольной основе не вступали, а были «аннексированы». И потому исторический период с 1940 по 1991 годы надо считать «оккупационным».

«Сегодня Латвия, Эстония и Литва крайне негативно воспринимают любое напоминание о советском прошлом, – говорит первый заместитель Председателя ЦС СКП-КПСС, секретарь ЦК КПРФ, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.К. Тайсаев. – Дело дошло до того, что даже само слово «Прибалтика» сегодня стало неприличным. Поэтому бывшие советские республики именуют «балтийскими странами» или «странами Балтии».

И, тем не менее, есть все основания считать, что их вхождение в состав СССР не вступало ни в какое противоречие с нормами действовавшего на тот период международного права. Поэтому события 1940 года нельзя рассматривать как оккупацию, поскольку последнее, как международно-правовое явление, есть следствие военного конфликта, которого между странами Балтии и СССР, как известно, не было.

Да и о какой оккупации может идти речь, если на развитие промышленности прибалтийских советских республик были выделены достаточно крупные по тем временам ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на их территории продукции возросли более чем в 15 раз по сравнению с показателями на момент присоединения к СССР. В частности, были восстановлены все заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.

Если говорить, например, о Латвии, то за период с 1940 по 1960 годы на ее территории было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. Хотя до 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На всю огромную страну тогда были известны латвийские бренды. Такие, например, как «ВЭФ» и «Радиотехника», «РАФ» и «Рижский бальзам», «Рижский хлеб» и рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты» и Рижский вагоностроительный завод, выпускающий электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».

Например, «ВЭФ», считавшийся передовым производителем электроники, радиоприёмников, телефонов и станков мирового уровня, в годы советской власти обеспечивал рабочими местами более 14 тыс. человек в Риге и ещё 6 тыс. — на территории остальной Латвии и приносил прибыль до 580 миллионов долларов в год. В середине же 1990-х по причине банкротства предприятие было закрыто, а сегодня на его территории размещается торговый центр.

Подобная участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено. По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

А бывший гигант – Рижский вагоностроительный завод – с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена его неплатежеспособность. Объемы производства многократно сократились, и к 2001 году на заводе оставалось меньше полутора сотен человек, хотя при СССР их было более 6000. Сегодня же завод поделили: одна часть отошла к частному предпринимателю, а другая, хотя и продолжает работу, но в объемах, несравнимых с советскими временами.

Если же говорить о советской Литве, то уже к 1948 году ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950-м и вовсе превысила его, причем на 90%. Восстанавливать народное хозяйство республике помогала вся страна — советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн. рублей. Многие регионы поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. И правительство СССР заботилось о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры республики вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю Литву – от Вильнюса до Клайпеды.

Активно развивалась и экономика Эстонской ССР. В 1970 – 1980-е годы эта советская республика находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. А к 1990 году ее ВВП составлял 10 733 доллара США на душу населения. По этому показателю Эстония занимала 46-е место в мире. О сегодняшнем же экономическом положении этой страны и говорить нечего – оно на самом низком уровне.

И без того непростая ситуация в этих республиках усугубляется еще и тем, что многие из русскоязычного населения Эстонии и Латвии, вопреки нормам международного права, до сих пор не имеют гражданства – даже те, которые родились там.

И потому странам Балтии надо не стыдиться своего советского прошлого, а гордиться им. И уж тем более не жаловаться на ущерб от советской оккупации, поскольку их экономика тогда процветала».

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме