19:00 03.07.2018 | Все новости раздела "КПРФ"

Депутаты-коммунисты выступили на правительственном часе в Госдуме по вопросу лекарственного обеспечения граждан

2018-07-03 16:55
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.

3 июля в Госдуме проводился правительственный час. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова сделала сообщение на тему: «О лекарственном обеспечении граждан РФ». Ей задали вопросы депутаты фракции КПРФ. Они также выступили по этой теме.

Н.И. Осадчий, КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна, в социальном плане ключевой пункт сегодняшнего обсуждения это, конечно, доступность лекарственных средств для всех нуждающихся граждан. И здесь одной из главных проблем является высокие цены на лекарства при низком уровне доходов большой части населения.

У многих пенсионеров вообще на приобретение лекарств, как мы знаем, уходит до половины и более их дохода.

Минздрав, как видно из доклада, работает над этой проблемой. Один из путей - централизация закупок для льготников, что позволяет и обеспечить граждан, и снизить бюджетные расходы. Вертикаль вообще необходимо усиливать для решения других вопросов в сфере охраны здоровья.

Другой кардинальный путь, и вы о нём тоже сказали, это постепенное замещение импорта на собственное производство.

Как вы оцениваете, в каких направлениях есть успех, и где нет? Например, есть информация, что субстанция для той же "зелёнки" сегодня из Китая завозится... (Микрофон отключён.)

В.И. Скворцова:

- Спасибо большое, глубокоуважаемый Николай Иванович.

Я хотела бы отметить, что главным инструментом удержания стабильными цен в рознице является механизм через жизненно важные и необходимые лекарственные препараты. И благодаря тому, что мы держим, соответственно, под контролем и мониторируем в постоянном режиме цены на ЖВНЛП, в прошлом году у нас по результатам года цены снизились на 1,4 процента, причём во всех стоимостных категориях.

И в этом году, как я отметила, в госпитальном сегменте повышение 0,6 процента, а, соответственно, в амбулаторном 1 процент. То есть это ниже уровня инфляции. Это, в общем, абсолютно стабильный уровень. В то же время препараты, не входящие в жизненно важные, показали повышение цены более 9 процентов. Это рынок. И суть нашей работы заключается в том, что, как минимум, раз в год, а при необходимости чаще, пересматривается перечень жизненно важных препаратов. И туда по абсолютно как бы прозрачным и понятным критериям входят те препараты, которые мы должны регистрировать и гарантировать стабильную цену.

Что касается импортозамещения. Безусловно, мы работаем в тесном контакте с Минпромторгом. Я могла бы сказать, что мы являемся одной командой как для разработки оригинальных препаратов, потому что совместным приказом Минздрава и Минпромторга утверждается перечень наиболее значимых для отрасли таргетных мишеней, на которые и вырабатываются современные препараты, и мы обновляем постоянно этот перечень. Так и в плане импортозамещения, план импортозамещения - это тот же перечень жизненно важных необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Я сегодня отметила, что с учетом обновления этого перечня за 2017 год на 60 новых позиций сейчас отечественных препаратов там 81,5 процента. Если же брать в основу перечень 2012 года, то это уже почти 86 процентов, поэтому перечень существенно разрастается.

Что касается субстанций. Особое внимание и Минпромторгом, и Минздравом сейчас уделяется производству российских субстанций, это касается совершенно разных препаратов, и мы можем посмотреть, насколько у нас увеличилось число собственных онкологических препаратов, антиретровирусных препаратов при ВИЧ и самых разнообразных. В этом направлении и развиваемся. Спасибо.

О.Н. Смолин, КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна, мой вопрос выходит за рамки заявленной темы, но очень важен.

По заявлению заместителя председателя правительства уважаемой Татьяны Алексеевны Голиковой в России ежегодно госпитализируются более 10 миллионов людей пенсионного возраста. Понятно, что количество болеющих без капитализации в этом возрасте в несколько раз больше.

В настоящее время эти люди получают пенсии и выплаты по больничным листам, большинство из них не производится. Однако, при повышении пенсионного возраста мужчинам на 5, а женщинам на 8 лет, больничные придется оплачивать по полной программе.

Вопрос. Есть ли в Минздраве расчеты, во что бюджетной системе и соответствующим внебюджетным фондам обойдется повышение пенсионного возраста? Если таких расчетов нет, просьба поручить их произвести и представить депутатам Государственной Думы.

Спасибо.

В.И. Скворцова:

- Спасибо большое, уважаемый Олег Николаевич.

Тема временной нетрудоспособности больничных листов это действительно тема Министерства труда и социальной защиты, но мы вместе работаем с учетом нашей комплексной программы по здоровью лиц старших возрастных групп и, безусловно, вместе проведем эти расчеты и представим депутатскому корпусу.

Спасибо.

Т.В. Плетнева, КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна, прежде всего, хотелось мне вас поблагодарить и ваших замов всех, и коллектив за своевременные ответы на наши все просьбы и никогда не бывает задержек, и всегда конструктивно отвечают. Кроме того, при заседании комитета всегда являются вовремя именно представители Минздрава. Спасибо большое.

Я не буду вас спрашивать о лекарствах, потому что тут много уже звучала эта тема. Я как человек, который занимается детством, материнством, хотела бы у вас спросить следующее. Хорошо, что настроили перинатальных центров в стране, они настолько современные, что иногда приходишь, удивляешься, что 50... ой, 500-граммовый ребенок выживает. Этого я никогда не видела раньше. Но у нас нет совершенно в районах отделений родильных, и приходится мамам, которые нормальные роды проходят, что делать - или дома, или прийти куда, чтобы ее везли за 100 километров. Кроме того, к нам обращаются еще люди. Жизнь, конечно, это вещь хорошая, но, к сожалению, наступает и такое время, когда люди умирают. У нас моргов то же самое стало меньше, больше чем на половину по... (Микрофон отключен.)

В.И. Скворцова:

- Спасибо большое.

Уважаемая Тамара Васильевна, вы абсолютно правы в том, что не как бы... основной задачей всех преобразований является строительство объектов.

И фактически это всего лишь инструмент создания трёхуровневой скоординированной системы, когда 20 процентов современных женщин могут рожать на первом уровне, это здоровые женщины, молодые или среднего возраста, у которых физиологически протекает беременность и отсутствуют риски для матери и ребёнка какие бы ни было, связанные с родами. Большинство (50 процентов) - это второй уровень с возможностью выхаживания детей, в том числе и маловесных, соответственно, есть отделение интенсивной терапии. 30 процентов - это перинатальные центры, это эксклюзивные, сложные случаи от беременности до родов.

И эту систему каждый регион выстраивает. Это прописано в нормативных актах обязательных на территории нашей страны. Регион отвечает за правильное территориальное планирование инфраструктуры и для как бы формирования объёмов помощи, и обеспечения маршрутизации по вот этим прописанным закономерностям.

Мы, безусловно, ведём сейчас мониторинг за тем, как регионы реализуют свои полномочия, и видим определённые недостатки. И для себя мы видим решение в том, чтобы наделить территориальный фонд ОМС, как подразделение Федерального фонда ОМС, возможностью контролировать планирование и реализацию территориальных программ госгарантий и таким образом участвовать в территориальном планировании и в тарифной политике региона. Это позволит правильно проводить организацию медицинской деятельности.

Спасибо.

А.В. Куринный, КПРФ:

- Уважаемая Вероника Игоревна, уважаемые депутаты!

Мы продолжим начатый сегодня с утра разговор, касаемо лекарственного обеспечения.

Президентом поставлена задача достигнуть средней продолжительности жизни 80 лет к 2030 году. Понятно, что для достижения этой цели надо реализовать многие вопросы: и вопросы, связанные с экологией, и вопросы, связанные с правильным питанием, но и обеспечение медицинской помощью здесь не на последнем месте. А если говорить о медицинской помощи, то лекарственное обеспечение, это, наверное, процентов 70 от современных успехов демографически развитых стран. Вот это лаг - это 12-15 лет, которые мы не дотягиваем до европейских стран, это в том числе и следствие нормального качественного лекарственного обеспечения, о котором мы сегодня говорим.

Если говорить о сельской местности, о доступности, там она ещё меньше, естественно, по Российской Федерации. Если говорить о выполнении всех остальных положений или состоянии этого указа президента, то без нормального здравоохранения, без нормального лекарственного обеспечения мы их точно не выполним.

Ресурс, связанный с сокращением детской смертности, мы уже использовали. Ещё есть ресурс с сокращением там смертности от неестественных причин. Но на 74-75 мы встанем жёстко, если дальше не будем заниматься своим собственным здравоохранением.

Что касается вопросов качества медицинских препаратов, нет вопросов. Повторю, то, что делает министерство в виде маркировки, доступности, регистрации, всё верно, всё вполне на сегодня соответствует современным требованиям.

Но, если мы будем говорить о доступности, доступность в нескольких сферах. Вот сегодня, Вероника Игоревна невролог, она подтвердит, всего 19 процентов наших людей, которые страдают гипертонической болезнью, получают современное эффективное лечение. 19 процентов, один из пяти, остальные такого не получают по разным причинам. И не только потому что они не хотят лечиться, низкая приверженность к лечению, а потому что просто нет иногда денег, чтобы купить, потому что эти препараты очень дорогие, и в части физической доступности (одна аптека на 1200 человек) я воспринимаю это критически по той причине, что, видимо, высокая очень моржинальность сегодня, очень высокая составляющая сегодня торговая внутри этих препаратов, раз позволяет открывать такое большое количество аптек. И это далеко, на мой взгляд, не плюс. Поэтому низкие доходы граждан не позволяют им со своей стороны приобретать эти современные эффективные лекарственные препараты. Ну а что будет, если не лечиться? Это инсульт, это инфаркт, это затраты на инвалидность, выплата пенсий по инвалидности, потеря ВВП, ну и само, собственно, медикаментозное или медицинское лечение, как таковое. Колоссальные затраты, если нормально не лечить.

Говорим о государственной составляющей, то есть о тех мерах, которые государство должно предпринимать для того, чтобы этими доступными препаратами обеспечить. Ну вот опять же анализируем по льготной составляющей, обманывать друг друга не будем, 90-95 миллиардов, если всё возьмём вместе, 178-й закон, 890 постановление, онкозаболевание, всё, что требуется на амбулаторном звене, реальный дефицит - 90-95 миллиардов. Его сегодня никто не отрицает.

В части стационарного звена 260 миллиардов мы тратим сегодня на госпитальное звено. А сколько реально туда нужно, никто на сегодня сказать не может.

Есть ли у министерства возможность получить нормальную обратную связь? Есть. Я надеюсь, в следующем году, Вероника Игоревна, всё-таки система информатизации заработает, и вы будете получать реальную информацию о необеспеченных рецептах. Потому что опять называется 3 тысячи рецептов представителем Счётной палаты, мы в одной Ульяновское области при проверке выявили 60 тысяч в одном регионе. Не надо друг друга обманывать, давайте, получать реальные цифры.

Нет сегодня достаточного количества лекарственных препаратов. Отчитываются вам регионы официально: всё хорошо, а потом шлют отдельные письма секретные. Вот 240 миллионов для Ульяновской области

нам дали, но нам надо ещё 200. Я говорю: где официальное письмо? А мы вот в министерство отправили такое вот отдельное письмо, так же, как и остальные регионы. Объективной картиной надо владеть.

Точно так же и касаемо стационарного звена. Нет, сегодня во многих больницах, я говорю про родную Ульяновскую область, практически, ни в одной ЦРБ нет лекарств. В ведущей областной больнице нет лекарств. Как получить эту информацию, ориентируясь не на походы прокуратуры разовые, когда она приходит, там лежит запас на складе, говорят: ну на складе лежит, что-то есть, значит, какие-то лекарства есть.

Но давайте тоже информационную систему поднимем, в ней сегодня есть переучет лекарственных препаратов, есть стандарты, будут в ближайшее время рекомендации, давайте сравним одно с другим и мы увидим, что необходимого лечения больные не получают, потому что нет препаратов, собственно, они в систему не вводятся, и мы получим цифру реальную потребности не 260 миллиардов, а думаю, гораздо больше, которая на самом деле есть.

То, что касается вот этой обратной связи, ее необходимо налаживать, вопрос, почему такая ситуация складывается с низкой доступностью, ну мы ее тоже с утра сегодня обсуждали, низкое финансирование, с одной стороны, 4 процента от ВВП, дай бог, на онкологическую программу сейчас добавят и на орфанников и реализуют. Второе, полное невнимание, к сожалению, к вот фокусам на уровне регионов, когда 35 регионов принимают дефицитную программу госгарантий, не выполняют федеральных нормативов, это отражается на качестве медицинской помощи, а все сидят и наблюдают это со стороны как вот все само собой разумеющееся. На мой взгляд, у Минфина и у Минздрава должны быть более жесткие методы воздействия на это.

То, что касается и эффективности при закупках. Ну полный бардак, сейчас министерство налаживает систему сквозного контроля за лекарственными препаратами, вот опять же Вероника Игоревна, наверное, знает, по поводу пятидневных вот этих событий, когда ее коллега в Ульяновской области был арестован вместе еще с группой высокопоставленных чиновников за то, что вот они крутили опять же на коррупционных вот этих закупках.

Два года лично я и многие другие организации добивали - проверьте, выясните, монополия, сговор, потеря бюджета, пронаблюдали 3 года, 300 миллионов урона для бюджета получили, возбудили уголовное дело, задержали. А где был до этого ФОМС? Приходил ФОМС, а мне говорят: мы деньги отдали, больше от нас ничего не спрашивайте, там больницы сами.

Поэтому вертикальная интегрированная структура. Территориальные фонды должны войти в федеральный фонд в любом случае и контролировать каждый рубль, каждую копейку.

Тоже касается централизованных закупок, я опять к ним вернусь. Да, спасибо огромное и действительно надо на сегодня наградить представителей министерства, которые сэкономили сегодня десяток миллиардов рублей вот на централизованных закупках и то там как-то ухитряются обойти наш 44-й закон, надо дать право правительству Минздраву закупать сегодня напрямую лекарства, которых нет и которые нужно закупать у иностранных государств и оборудование, и расходные материалы в обход этого самого 44-го закона, экономия будет десятки миллиардов рублей.

Я абсолютно не шучу и ничуть не пытаюсь ввести в заблуждение, именно такая экономия будет.

Огромные сегодня вот эти надбавки, на которых наживаются, к сожалению, посредники разного рода. То, что касается... и многие страны, кстати, я утром примеры приводил, как с этим делают.

И то, что касается права, то, что касается социального неравенства в плане лекарственного обеспечения, сегодня этого допускать ни в коем случае нельзя. Реально обеспечивают сегодня лекарствами в соответствии с теми нормативными актами только три региона в стране - Москва и ещё два.

Если мы сегодня не перейдем к всеобщему лекарственному страхованию, не в отдаленной перспективе, не в каких-то планах, а реально в течение трех лет, мы не получим единой страны, мы не получим тех показателей, которые указаны в указе президента, мы не добьемся того, чтобы наша страна была современными независимым государством, способным обеспечить своих граждан необходимыми лекарственными препаратами.

Я думаю, если все это будет учтено, нам значительно удастся улучшить и результаты лечения, и демографические показатели и, собственно, то, для чего мы здесь собирались - жизнь наших людей.

Спасибо.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме