11:15 12.11.2010 | Все новости раздела "Партия Коммунистов Республики Молдова"

Виктор Боршевич: Общеевропейские и молдавские реалии в зеркале "новой повестки дня" лидера ПКРМ

"Кризис несварения" ЕС и необходимость в новых подходах по обустройству постсоветского пространства

Похоже, что продвижение Евросоюза на восток захлебнулось не только по причине мирового экономического и социального кризиса, но и, главным образом, по причине неизбежного системного "кризиса несварения", связанного со слишком большой порцией "заглоченных" на востоке европейского континента стран, явно не адекватных западноевропейским экономическим и социальным требованиям и стандартам. Речь идёт не только о весьма несъедобном "карпато-балканском пироге" (Греция, Румыния, Болгария и др.), но также и о весьма "удобоваримом" (на первый взгляд) "прибалтийском пудинге".

Не только экономическая инфраструктура этих восточноевропейских "счастливчиков", но и их далёкая от западноевропейских стандартов ментальность (высокий уровень политической и межэтнической нетерпимости, партийной клановости и групповщины, манера лукавого манипулирования правовыми и законодательными инструментами, удручающий уровень политического протекционизма и коррупции и тд.) оказались причиной обострения "цивилизационного гастрита" ЕС.

И, как во всяком нормальном надгосударственном организме, неуёмные аппетиты еврочиновников натолкнулись на недовольство общественности и правительств наиболее экономически и политически развитых стран Западной Европы. Наступило время "санитарных кордонов".

А это означает, что не только безуспешно томящейся вот уже полвека в очереди на вступление в ЕС Турции (членом НАТО она, кстати, стала давным-давно), но и другим соискателям членства в этом безусловно престижном клубе Европы, в который местные политики обещают пристроить и Молдову, в ближайшем и отдалённом будущем явно ничего "не светит". Именно поэтому нынешний предвыборный грохот наших "евробарабанщиков" у нормального и элементарно грамотного гражданина нашей страны не может вызвать ничего, кроме недоумения и раздражения, как впрочем, и остальная, построенная в лучших традициях отечественного политического иллюзиона предвыборная трескотня.

Итак, фактически нам, волею исторических судеб и обстоятельств системного кризиса ЕС, уготована всего лишь участь одного из звеньев своеобразного "санитарного кордона" Западной Европы. Вот почему наши доморощенные "прогрессоры" столь дружно осуществили уничтожение колючей проволоки в приграничной полосе вдоль Прута (и это при отсутствии договора о границах с Румынией), начали беспрецедентную атаку на наш конституционный нейтралитет, а так же последовательную агитацию за вступление в НАТО в качестве "необходимой ступени вступления в Евросоюз". Как видим, упомянутый выше опыт Турции никого и ничему не научил.

Теперь о "счастливчиках" (т.е. о той же Греции, Румынии, Болгарии, странах Прибалтики и др.) - свёртывание социальных программ, жёсткий удар по зарплатам и пенсионному обеспечению в купе с разрушением сельскохозяйственной инфраструктуры и промышленных производств заставил население этих стран быстро покончить с остатками эйфорических ожиданий и социально-политических иллюзий. Недовольство в виде массового протестного движения начало растекаться по улицам и площадям этих стран. Притягательность ЕС в восточноевропейском регионе стала ограничиваться небольшим списком мотиваций: надеждой на получение работы (для простых смертных), надеждой на получение вожделенных грантов и одолжений (для политических и олигархических элит), а так же стремлением молодёжи к получению более "продвинутого" образования с последующим трудоустройством за пределами своей родины.

К тому же Евросоюз после развала СССР стал всё более напоминать "совок" с его аналогичными "санитарными кордонами", с невероятной бюрократией и командно-административными принципами руководства (интересно, что к этому выводу стали приходить в последние годы именно западноевропейские аналитики и политологи).

Такова суровая геополитическая реальность, которая заставила наиболее реалистично мыслящих аналитиков и политиков так называемого "постсоветского пространства" всерьёз задуматься о дальнейших судьбах этого огромного евразийского региона. А поскольку с геополитической, исторической, экономической и социокультурной точек зрения Молдова относится к этому многострадальному региону, то естественно именно с этих позиций рассмотреть предложения лидера ПКРМ, опубликованные недавно на электронных страницах портала AVA.MD в статье "Владимир Воронин: Молдова и Россия. Новая повестка дня в стратегическом партнёрстве".

"Три тезиса Воронина": новая стратегическая инициатива в традиционном стратегическом партнёрстве
Ограничусь чисто профессиональными оценками и анализом этого во всех отношениях неординарного документа, стараясь, по мере возможностей, сторониться неизбежных предэлекторальных политических коннотаций, поскольку будучи послом в Пекине (2002-2006 годы) мне уже доводилось не раз обсуждать с дипломатами и экономистами стран СНГ подобного рода злободневные вопросы о дальнейших судьбах наших народов и стран.

В преамбуле этого весьма краткого, но достаточно аргументированного послания к народу Молдовы, а так же к российским и, безусловно, европейским и другим геополитическим игрокам, его автор в сжатой форме раскрывает суть основных вопросов, которые определяют проблемное и, соответственно, актуальное поле возможностей для дальнейшего развития Молдовы, России и других стран СНГ на основе модернизации всего пространства Содружества.

Как это не покажется странным, но часть содержания первого тезиса Воронина практически полностью совпадает с аналогичными посланиями чиновников Евросоюза: "Стройте современную Европу у себя дома, а до тех пор путь вам в ЕС закрыт." За исключением одной важной детали - наш автор никого туда и не зовёт, потому что он со всей очевидностью не верит в современные интеграционные способности ЕС и, тем более, в искренность обещаний брюссельских "зазывал".

Потому что он не желает для своей Родины, находящейся на стыке Запада и Востока европейского континента, участи одного из звеньев "санитарного кордона" ЕС, идеи, явно исходящей из иллюзорных представлений об "однополюсном мире". Более того, он считает Молдову местом встречи Запада и Востока, местом сложения и умножения их разнообразных ресурсов развития на основе свободного творчества и взаимодействия обитателей западноевропейского и евроазиатского регионов. В этом и заключается основная суть его первого тезиса.

В процессе выдвижения предпосылок этого тезиса, автор совершенно обоснованно указывает на его реальные социокультурные и исторические истоки, на деяния таких замечательных государственных деятелей Молдовы, как Штефан Великий и Дмитрий Кантемир, а так же на деятельность таких великих просветителей, как Петру Мовилэ и Антиох Кантемир, которые внесли неоценимый вклад в общую историю становления новых отношений между Востоком и Западом нашего континента. Из этого ясно вытекает, что историческая миссия Молдовы служить межцивилизационным проектом между Востоком и Западом, в силу её положения на самом стыке западноевропейской и восточноевропейской цивилизационых плит, является не очередным предвыборным мыльным пузырём типа "Европа нас ждёт, Европа нам поможет!", но совершенно логической (в геополитическом и в социокультурном историческом аспекте) и несомненно конструктивной идеей национального развития.

Второй тезис нашего автора вполне логично вытекает из первого - для того, чтобы не "обзавестись" унизительным и контрпродуктивным геополитическим статусом одного из звеньев "санитарного кордона" на задворках ЕС, для того, чтобы обрести достойный и прогрессивный статус одного из межцивилизационных проектов между Западом и Востоком, Молдова должна принять самое активное участие в модернизации постсоветского пространства в лице Содружества независимых государств.

В этом и заключается новый этап и новое содержание стратегического партнёрства с Россией и странами СНГ, предлагаемого Ворониным в столь драматический момент нашего национального и государственного развития. Потому что именно в этом он справедливо и обоснованно усматривает системное решение таких важнейших проблем Молдовы, как укрепление молдавской государственности и её территориальной целостности, обеспечение энергетической, экономической, социальной безопасности и развития страны, а так же гражданского согласия, включая решение приднестровской проблемы.

В общих чертах предлагаемая им схема "дорожной карты" такова: вступить в Таможенный союз СНГ, добиться вместе с Россией и другими партнёрами создания эффективного демократического парламента Содружества, а так же адекватных и эффективных исполнительных и арбитражных органов этого перспективного надгосударственного образования. Более того, в эту концепцию динамического развития постсоветского пространства им включена и идея создания надгосударственной партийной системы, аналогичной системе Европарламента.

Автором особо подчёркивается, что новый постсоветский проект требует принципиально иного типа отношений между политиками и гражданским сообществом СНГ, включая усиление роли ассоциаций по защите наших общих духовных ценностей, СМИ, демократических институтов, гражданских прав и свобод, межэтнических отношений и многого другого, без чего немыслима реальная модернизация Содружества, включая нашу Молдову в качестве одного из перспективных межцивилизационных проектов между Западом и Востоком Европы.

Третий тезис Воронина постулирует необходимость сохранения нейтралитета Республики Молдова вплоть до обращения в ООН за признанием за нашей страной статуса постоянного нейтралитета. Вопреки нашим доморощенным и зарубежным "евроатлантистам", автор вполне резонно полагает, что существующая поныне система противостоящих военных блоков, наследников недоброй памяти "холодной войны", не является более фактором общеевропейской безопасности, а представляет собой весьма опасный анахронизм, препятствующий реализации новых принципов европейской безопасности, в том числе - недавно выдвинутых руководством Российской Федерации.

Смена геополитической оптики — требование времени и здравомыслия
В любом случае нам представляется, что в условиях неминуемого сближения Евросоюза и России перед лицом неуклонно возрастающих энергетических, экологических и террористических угроз, предложенные лидером ПКРМ тезисы вполне ясно и логически вписываются в геополитические реалии и тенденции нашего беспокойного и до сих пор не определившегося в своих политических, социальных и экономических приоритетах континента.

Естественно, что многое в этих безусловно неординарных предложениях отнюдь не понравится той части зарубежных и отечественных политиков, которые привыкли смотреть на мир через архаическую и пещерную геополитическую оптику Збигнева Бжезинского. Однако возросший риск экосистемных и общегуманитарных катастроф заставляет человечество всматриваться в будущее через призму совершенно другой геополитической оптики - кооперативной, конструктивной и дружественной людям, принадлежащим к самым различным культурным традициям и социальным прослойкам.

И последний вопрос, "на засыпку": неужто чудом явившийся из неведомых глубин неведомый гений нашей отечественной дипломатии способствовал невиданному по блеску и представительству недавнему "VIP - десанту" западноевропейской дипломатии в нашу "провинциальную глухомань"? С чего бы это? А вот с чего - именно надвигающиеся выборы в Молдове не на шутку всполошили чиновников Евросоюза.

Неужто по причине нависшей угрозы срыва "секретного" графика вступления Молдовы в ЕС или по причине массовых посягательств наших политических и олигархических элит на кошельки и демократические права наших граждан? Отнюдь нет. Угроза лишиться обозначившегося было нового звена в "санитарном кордоне" ЕС - вот что на самом деле всполошило наших высокопоставленных "десантников". Потому что они хотят превращения нас из межцивилизационного "шлюза" в межцивилизационный барьер. А вот этого им никогда не добиться! Законы геополитики не дано изменить никому, даже самым "крутым" геополитическим игрокам.

А тут ещё возросший интерес наших явно поумневших за год граждан и политиков к альтернативным путям выхода из явно затянувшегося общегражданского и государственного кризиса. Да ещё (шутка ли сказать!) с опорой на наши общие духовные ценности и традиции. Вот и вовремя, в самый раз подгадал умудрённый жизнью Владимир Николаевич с декларацией своей "новой повестки дня" и нового взгляда на будущее не только Молдовы, но и всего постсоветского и общеевропейского пространства.

Люди живут надеждой и мечтой. Ибо сказано древними: "Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное". Блаженны те, кто приносит людям надежду, ибо Надежда есть матерь Свободы.


Кишинёв-Бутучены,
ноябрь 2010-го



Источник: Партия Коммунистов Молдовы

  Обсудить новость на Форуме