08:06 24.06.2010 | Все новости раздела "Киргизия"

Проект новой редакции Конституции КР (ГЛАВА СЕДЬМАЯ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Статья 98.


1. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.

В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

3. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. Конституционным законом могут учреждаться специализированные суды.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Организация и порядок деятельности судов определяются законом.


Статья 99.


1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам.

2. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

3. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

4. Судья обеспечивается соответственно его статусу социальными, материальными и иными гарантиями его независимости.

5. Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, в том числе судьей не менее пяти лет.

Судьи Верховного суда избираются Жогорку Кенешем по представлению Президента до достижения предельного возраста.

Судьи Верховного суда из своего состава избирают председателя Верховного суда и его заместителей сроком на два года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем Верховного суда два срока подряд.

6. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституционным законом о статусе судей могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должности судей местных судов.

Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Национального совета по делам правосудия в первый раз сроком на пять лет, а в последующем до достижения предельного возраста. В случае неутверждения Президентом кандидатуры на должность судьи местного суда в течение трех рабочих дней лицо считается назначенным.

Из числа судей местных судов Президент по представлению Национального совета по делам правосудия назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на два года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем местного суда два срока подряд.

7. Статус судей Кыргызской Республики определяется конституционным законом.


Статья 100.


1. Судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным.

2. Судья Верховного суда досрочно освобождается от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента.

3. В случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства полномочия судьи прекращаются органом, его избравшим или назначившим, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом.

4. Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию) осуществляются Национальным советом по делам правосудия в порядке, определяемом конституционным законом.

Отстранение и освобождение от должности судей местных судов осуществляются по представлению Совета судей в порядке, определяемом конституционным законом.

Привлечение судей всех судов Кыргызской Республики к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Национального совета по делам правосудия.

5. Национальный совет по делам правосудия формируется из числа представителей законодательной, судебной ветвей власти и общественных объединений. При этом судебные органы выдвигают не менее чем половину состава Национального совета по делам правосудия. Депутат Жогорку Кенеша не может быть членом Национального совета по делам правосудия.

6. Организация и деятельность Национального совета по делам правосудия, его полномочия и порядок формирования определяются законом.


Статья 101.


1. Верховный суд является высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов посредством пересмотра судебных актов в предусмотренном законом порядке, а также осуществляющим конституционное судопроизводство.

2. В порядке конституционного судопроизводства Верховный суд признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции; дает официальное толкование норм Конституции.

3. Установление Верховным судом неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными.

Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты.

Порядок осуществления конституционного судопроизводства определяется законом.

4. Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Решения Верховного суда, принятые в порядке надзора, а также в рамках конституционного судопроизводства, являются окончательными и обжалованию не подлежат.


Статья 102.


1. Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей.

Финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

2. Бюджет судебной системы формируется судебной властью самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной властями включается в республиканский бюджет.


Статья 103.


1. Разбирательство дел во всех судах осуществляется открыто. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение суда объявляется публично.

2. Заочное разбирательство уголовных или иных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке.

5. Процессуальные права участников судебного процесса, в том числе право на обжалование решений, приговоров и других судебных актов, а также порядок их осуществления определяются законом.


Статья 104.


1. Вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории республики.

2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.


Статья 105.


1. Суд не вправе применять нормативный правовой акт, противоречащий настоящей Конституции.

2. Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, то суд направляет запрос в Верховный суд.


Статья 106.


1. Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление.

2. Органами судейского самоуправления являются съезд судей и Совет судей.

Совет судей осуществляет защиту прав и законных интересов судей, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, об отстранении и освобождении от должности судей местных судов.

3. Организация и порядок деятельности органов судейского самоуправления определяются законом.


Статья 107.


1. Правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.

2. Принципы правосудия для всех судов и судей, не указанные в настоящей Конституции, устанавливаются законами.


Источник:

  Обсудить новость на Форуме